Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лк. 14, 16−24)
Евангелие о званых. Преподобный Серафим Саровский говорил, что если бы люди знали, что ждет их в Царствии Небесном, то тысячу лет провели бы в яме с беспрерывно жалящими змеями и скорпионами в состоянии непрестанной и несказанной радости, и ничто бы не омрачало их земное бытие, никакие испытания и никакие трудности. По этому изречению преподобного мы видим, какая огромная разница между нашим и его восприятием мира.
И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
(Лк. 17, 12−19)
− Евангелие об исцелении прокаженных. Представьте ситуацию: Господь и Бог наш Иисус Христос входит в некое селение... люди выходят Ему навстречу, а далеко в стороне, на строго определенном, регламентированном расстоянии стоят десять прокаженных... потому что проказа считалась проклятием и смертельным заболеванием, и если они нарушали это расстояние, их попросту убивали камнями.
И вот прокаженные издалека кричат: Иисус Наставник! помилуй нас. Как это трактовать? Верят ли они в то, что это Господь, или нет? Почему они не называют Его Мессией, Богом? Что значит понятие «наставник»? Наставников было много. Вероятно, так они обращались ко многим людям, например, для того, чтобы им дали пищи или по какой-то иной нужде. Если прокаженные так обращаются ко Христу, верят ли они в исцеление?
− Из Библии мы знаем, что до крушения Вавилонской башни люди говорили на одном языке. На этом же языке говорил с людьми Бог. Конечно, Богу, чтобы говорить с людьми, язык не нужен, но люди воспринимали Его на едином языке. Мы не задумываемся, что за единый язык был до того, как все языки перемешались. Это был древний арамейский язык. Поэтому, когда мы слышим «Святый Боже» по-арамейски, то приобщаемся к этой духовной глубине.
В сегодняшнем Евангелии от Луки сказано:
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
(Лк. 18, 18−27)
Представьте, что мы ожидаем предсказанного нам прибытия кого-то из великих людей мира сего... Это ожидание растягивается на многие годы… но мы ждем человека, который воспринимается нами как царь земной. Мы готовимся, представляем, как будем его встречать... И вдруг однажды говорят, что он пришел к нам. Пришел один, босиком, в оборванной одежде, без свиты, без охраны, без эскорта. Мы выходим, слышим его слово, понимаем, что, вроде, это он, но ведь он не может быть в таком виде. Для нас это абсолютно непостижимо.
-
Чтобы правильно понять сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 13, 10−17; об исцелении скорченной женщины), нам стоит перенестись во времена создания Богом Адама. Было это в день шестый, когда уже был создан весь видимый мир, все бесплотные небесные силы, все звери, птицы и рыбы... У святого Ефрема Сирина есть малоизвестная работа «Пещера сокровищ», где сказано, что, когда был создан весь мир, Господь принял решение о сотворении человека. Он должен был быть царем, первосвященником и пророком в одном лице и править всем миром видимым и невидимым, в том числе ангельским.
Бог взял каплю воды, дуновение ветра, взял пядь земли и немного огня. Адам был создан из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня, дабы повелевать всеми ими. И Господь вдохнул в человека Святого Духа, Духа Утешителя, по-гречески, это Параклит − Тот, Кто спешит на крик, чтобы немедленно оказать помощь. Божественная любовь ко всему созданному миру проявляется именно через утешение. Утешение является божественным свойством, которое Господь вложил в душу человека.
− Дорогие братья и сестры, сегодня престольный праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. На самом деле, в Евангелии о нем ничего нет. Это праздник, построенный на апокрифах. Получается некое противоречие: с одной стороны, апокрифы не являются для нас законом, а с другой, этот престольный праздник построен на апокрифах − антиномия. Вы будете видеть, что в богословии существуют антиномии, противоречия, когда, с одной стороны, нельзя, а с другой можно, т.е. все очень индивидуально. Для того чтобы понять, что произошло, надо постараться мысленно перенестись в то время... Изучая апокрифические толкования этого события, я был глубоко поражен происшедшим. Иоаким и Анна, у которых долго не было детей, вымаливают ребенка и еще до рождения посвящают Богу. В то время это бывало нередко, таких детей в три года отдавали на воспитание в Иерусалимский храм, где они находились до двенадцати лет, и таких детей было много... Когда родители приводили своих детей в храм, то посвящали их Царю Небесному, будущему Богу-Мессии, поэтому происходило это весьма торжественно. Младенца облекали в царские одежды, впереди шли свещеносицы − девицы со свечами, сзади − все родственники. И вот такая процессия из сотен, тысяч людей три дня шла из древнего Назарета в Иерусалим, с остановками, ночевками. Это было всем знакомое событие, единственное, что было необычно, когда процессия Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Которой тогда было три года, подошла к Иерусалиму, почему-то весь Иерусалим ждал Ее в Иерусалимском храме. В этот храм вмещался не только весь Иерусалим, но и весь народ Израильский, его вместимость была три миллиона человек, что нам даже невозможно представить...
Дорогие братья и сестры, вы знаете, что духовное прочтение Евангелия невозможно без особой благодати – дара Святого Духа. Вдумайтесь в слова молитвы, которую мы читаем перед Евангелием: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение…» Чтобы к нам пришло разумение евангельских заповедей, надо, чтобы в наших сердцах возгорелся Фаворский свет...
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лк. XII, 16–21)
Я бы назвал эту притчу притчей о духовном самоубийстве неразумного богача. Для того чтобы понимать слова Божьи, нам надо перенестись в то время, когда это было сказано. Богатство среди ветхозаветных евреев почиталось как дар Божий, и считалось, что богатые люди – ветхозаветные праведники. Мы можем предположить, что этот богач был таким ветхозаветным праведником: он давал людям работу, вероятно, многим помогал, потому что сам факт большого урожая и преумножения его богатства свидетельствует о том, что Господь ему благоволил.
Конечно, такой человек, получив еще большее богатство, должен был бы совершать больше добрых дел. Но смотрите, что происходит: когда он получает это богатство, то неожиданно для себя принимает решение разрушить старые житницы - которые являлись мерой необходимого ему в жизни – и построить новые – бо′льшие. Но не построить их не просто для того, чтобы положить туда урожай, который не вместился бы в старые житницы, а для того, чтобы собрать туда все свое добро, закрыться и изолироваться от мира, перестать творить добрые дела.
И богач сказал своей душе: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя… Безумие богача заключается в том, что он решил накормить душу зерном и богатством.
В то время один законник приступил к Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что́ написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Лк. 10, 25−37)
Законник − это ветхозаветный праведник, который неукоснительно выполнял 613 талмудических предписаний. Это было очень трудно, но он выполнял все законы и весьма гордился этим. Когда появился Христос, многие называли Его Мессией, но законники не могли воспринять такого Мессию: им нужен был царь-воин, царь-победитель, который поможет народу израильскому избавиться от римского господства. Желая показать пред всеми людьми, что человек этот − самозванец, законник имеет дерзновение задавать Богу вопрос, на который прекрасно знал ответ сам: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Он-то знал, что ему делать: выполнять 613 правил, и жизнь вечная ему обеспечена. И среди этих 613 правил была заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус отвечает: «Правильно ты ответил. Поступай так, и будешь жить», то есть тем самым говорит: «Но ты же так не поступаешь, ты ведь не любишь ближнего, как самого себя. А я скажу тебе, что это самое главное. Скажу даже больше: надо возлюбить ближнего более самого себя». Ибо потом Христос говорит, что нет больше той любви, чем если кто положит живот свой за други своя.
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Прийя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
(Лк. 8, 41−56)
В каждом евангельском чтении мы вновь видим, как Господь разрушает, отрицает ветхозаветные человеческие традиции, тем самым показывая, что они не соответствуют духовной сущности Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимых же всех и невидимых.
Вот идет Христос, окруженный великим множеством народа, жаждущего исцеления, и к Нему приходит начальник синагоги. Для него это было крайне опасно, так как многие из ветхозаветных евреев наверняка не простили бы ему этого. Но дочь Иаира при смерти, и, преодолев свое человекоугодие, преодолев, возможно, личную неприязнь ко Христу, и потому, что уже некуда деваться, Иаир все же приходит и просит исцелить дочь. У него нет той веры, что была у римского сотника, сказавшего: «Достаточно Тебе слово сказать, и выздоровеет слуга мой», он просит Христа прийти. И все огромное число людей, желающих увидеть чудо исцеления, следует со Христом к дому начальника синагоги, поскольку расстояние было совсем небольшое − несколько сотен метров...
− В сегодняшнем Евангелии от Луки мы видим некоего богатого человека и нищего Лазаря (Лк. 16, 19−31). У богатого человека нет даже имени пред Богом, а нищий Лазарь увековечен в Святом Евангелии и человеческой памяти. По ветхозаветному преданию и согласно учению святых отцов Нового завета, в частности учителя Церкви II века Климента Александрийского, богатство − это особый дар Божий. Человек, имеющий богатство, имеет особые таланты, при помощи которых преумножает его, он много трудится и призван распоряжаться им на свое благо, благо своих близких и всех окружающих людей. Причем, люди, нуждающиеся в помощи, гораздо более нужны богатому человеку, чем богатый − им.
Мы видим удивительную картину − некий нищий больной человек Лазарь находится у ворот богача, не в стороне, не на площади, а у самых ворот. У него величайшее смирение: он тяжело болен, весь покрыт язвами и струпьями, но никого не обвиняет, ничего не просит, просто сидит на виду, дабы дать спастись этому бедному, несчастному богачу, который одевается в порфиру и виссон. Это не только невероятно дорогая материя, но и абсолютно нефункциональная. Если бы кого-то из нас одели в нее, мы бы через пять минут закричали караул: тяжело, неудобно, эта материя не создана для повседневного ношения. То есть речь идет о том, что богач не знает, куда деть свои деньги. При этом каждый день он блистательно пиршествует. Наверное, каждый из нас иногда попадает на пиршество, ведут себя там по-разному, а наутро многие болеют. Но если бы нам предложили пиршествовать ежедневно, вынесли бы мы это? Если пиршествовать каждый день, от этого не только с ума сойдешь, но еще и заболеешь, это вредно для здоровья.
− Дорогие братья и сестры! Вы хорошо знаете притчу о сеятеле (Лк. 8, 5−15). Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что есть добрая почва, которая приносит плод сторичный. Добрая почва − это то, о чем Господь сказал: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею душою своею и всею крепостью своею и ближнего своего как самого себя. На сих двух заповедях строится весь закон и пророки». Эти две заповеди любви являются камнем, на котором зиждется закон Божий и все пророчества. В той степени мы являемся доброй почвой, в которой любим Бога, ближнего своего и себя.
Мы неоднократно говорили о том, что многие современные православные люди, изучая свои грехи, постоянно уничижая себя, проникая в свои немощи, которые есть промысл сатаны, повреждаются, разрушаются и теряют любовь к себе, считая себя грешными, но не имея при этом достаточной благодати. Святые отцы, которые считали себя грешниками, видели это от преизбытка света Божественной любви в своей душе, а нынешние грешники видят свои немощи от недостатка Божественной любви в своей душе...