Запрашиваемая страница не найдена. Возможно, она была удалена или перенесена в другое место.
Приносим свои извинения за неудобства!
Однажды в день Прощеного воскресения один священник сказал такую проповедь: «Знаете, почему надо прощать обиды другим людям? Потому что ваши обиды, кроме вас, никому не вредят». Помните это. Все обиды вредят только нам, и когда мы прощаем обиды, то делаем лучше себе. А когда не прощаем, то живем с этими обидами. Я понимаю, что иногда человек не в силах простить обиду другим людям: больно глубоко вошли обиды в его душу. Но невозможное для человека возможно для Бога. Никто не может нам запретить просить у Бога благодать прощения тех, кто обидел нас. При этом когда мы прощаем обиды, то не только делаем хорошо самим себе, но и Господь прощает нам наши грехи. Мы всегда можем провести связь между обидами и грехами. Если мы на кого-то обижаемся, то уподобляемся лицемерам, которые постятся напоказ. Ведь обиды − это всегда наше человекоугодие. Насколько нам дорого мнение о нас людей, насколько мы пытаемся угождать другим, настолько и обидчивы.
Обидчивый человек всегда угождает людям, и понятно, что получает от них одни лишь скорби. А надо угождать Богу, тогда сокровище сердца нашего будет на Небе и никакие обиды не будут нас касаться. Поэтому помните, что сказано в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 14−21): где душа ваша, там и сокровище ваше. Где же душа человека, живущего в обидах? В державе обид, державе смерти, державе лукавого духа, т.е. человек, обижающийся на других людей, воистину живет в аду и сам себя разрушает. А когда в душе наступает Прощеное воскресенье, то приходит рай и человек воскресает. Каждый из нас, кто прощал других людей милостью Божьей, знает, какая благодать бывает при этом. Наверное, это одно из самых благодатных и радостных духовных состояний, когда милостью Божьей мы прощаем тех, на кого обижены.
В сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 1−13) сказано, что когда мы делаем какие-то добрые дела, то крайне желательно не людям угождать, а угождать Богу, т.е. речь идет о неких демонстративных поступках, которые показывают благочестие данного человека, или, говоря иначе, о человекоугодии. Господь говорит, что любое дело, совершаемое из человекоугодия − угождения другим людям и демонстративно, приносит меньше благодати, чем дело, которое делается тайно, когда как говорит Христос, твоя левая рука не знает, что делает правая.
Преподобный Серафим Саровский говорит, что всякое добро можно разделить на три категории. Добро ради ответного добра: ты − мне, я − тебе. Добро ради гордыни, когда мы делаем доброе дело в ожидании похвалы. И добро во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда правая рука не знает, что делает левая. Иногда мы делаем добрые дела и в ответ нередко получаем наказания. Говорят: никогда не делай добра, добрые дела наказуемые. Чтобы добрые дела не были наказуемы, надо стремиться делать их так, чтобы нас не могли за них наказать. Когда делаешь добрые дела втайне, никто и не накажет, при этом мы получим благодать от Бога. То есть если мы получаем похвалу от людей, мы не получаем ее от Бога и терпим в этом большой духовный убыток.
Человеческая похвала нередко бывает лицемерной: когда нам говорят одно, а про себя думают другое, иначе говоря, держат в кармане фигу (вам всем, наверное, известно это выражение). Конечно, бывает искренняя похвала, тогда это тоже дает человеку благодать, но лицемерная похвала является формой духовного рабства, и от такой похвалы человек иногда готов провалиться сквозь земля, а потом его за это еще и накажут.
Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...
Дорогие братья и сестры, начинается неделя о мытаре и фарисее, и мы уже начинаем ощущать впереди благодать приближающегося Великого поста.
Вот в храм пришли два человека (Лк. 18, 10−14), один − мытарь, ненавидимый всеми сборщик податей. Ветхозаветные иудеи не любили мытарей не только потому, что им было жалко денег, но потому что напоминало, что они находятся под властью кесаря как плененный народ. Всякий раз когда они давали эти подати, то ощущали угнетение и пленение. К тому же, наверное, все сборщики налогов кесарю не забывали и про себя и брали значительно больше, чем предполагалось. Прямо выступить против них никто не мог, но мытарь считался нарушителем всех законов и всех заповедей. Особенно мытарей не любили потому, что это, как правило, были единоверцы, единоплеменники − евреи, которые служили врагу. Отношение к ним было, как во время Второй мировой войны у нас к полиции. И вот этот человек приходит в храм и молится. Получается, что он верующий, иначе зачем бы он пришел в храм? Зачем он бьет себя в грудь и произносит одни и те же слова: "Боже, милостив буди ми, грешному". И не смеет поднять глаз на небо... Какую же надо иметь веру, чтобы прийти в храм при людях, которые тебя ненавидят, и, обращаясь к Богу, восклицать: "Боже, милостив буди мне, грешному!"
Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 22−40.
Сретение − встреча. Встреча происходит, когда пастушкам является ангельское войско и извещает о рождении Спасителя. Встреча с Богом происходит у волхвов, когда они пришли поклониться Ему и принести свои жертвы. Праведный Симеон жил очень много лет. Сколько точно, мы не знаем, но по некоторым преданиям почти триста лет. И он не мог умереть, потому что Архангелом Гавриилом ему было предсказано, что он не вкусит смерти, покуда не увидит Спасителя Бога. В свое время Симеон работал в группе самых образованных людей в Александрийской библиотеке над переводом древних текстов, он был ветхозаветный ученый того времени и прекрасно знал древние языки. И когда он переводил один из текстов, который пророчествовал о явлении Иисуса, то его смутили слова "Се Дево зачнет во чреве". Будучи человеком грамотным и образованным, он подумал и решил исправить на "Се Жено зачнет во чреве", как поступил бы любой здравомыслящий человек. И тогда ему явился Архангел Гавриил и сказал: за то, что ты усомнился в Боге, у Которого каждое слово есть правда, даже если оно не укладывается в человеческий разум, будешь теперь жить до тех пор, пока не увидишь Спасителя.
И вот Симеон Богоприимец, пророчица Анна, 84-х лет, два этих достаточно ветхих в нашем понимании человека встречают Бога. Но Бог приходит не в образе царя, не в образе могучего человека, а в образе беззащитного младенца. Собственно говоря, для того чтобы встретить Бога, они тоже должны были быть младенцами: "Истинно говорю вам, − сказал Христос, − не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное". Это можно назвать встречей трех младенцев: двое − ветхозаветные старцы и Богомладенец Иисус.
Евангелие от Луки, гл. 19, ст. 1−10.
Мы видим, что в Евангелии нередко упоминается Иерихон, самый древний из сохранившихся городов мира. Ему более 12 тысяч лет, и до сих пор сей град стоит на том же месте. Мытарь, сборщик податей кесарю − самое страшное оскорбление еврейского народа. Он не просто унижал людей, но еще и предал веру предков: судя по слову Господа, он был сыном Авраамовым, то есть евреем по национальности. К тому же при сборе пошлин для кесаря сборщики налогов не забывали и себя, поэтому он был достаточно богатым, живущим в глубокой изоляции, всеми презираемый и поносимый. И, вероятно, находясь в таком состоянии, он платил должной мерой тем, кто его ненавидел: обирал их, как только мог.
И вот мы видим, что навстречу Христу выходят как люди, почитающие Его, так и, по ветхозаветному преданию, ненавидящие. Закхей должен бы быть отнесен к тем, кто ненавидел Христа, потому что нарушал заповеди Моисеевы. Дальнейшие действия Закхея очень странные, представляете: по-нашему как бы «начальник налоговой полиции», он залезает на дерево, не обращая внимания на реакцию людей. Очень странное действие... Зачем же он туда забирается? Закхей был мал ростом и хотел увидеть Бога. Значит, из этого свидетельства мы можем сказать, что, несмотря на все свои грехи, мытарь почитал Его Богом, и к нему применимо то, что сказал Христос: «Будьте как дети. Не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» […] Дети обычно залезают на деревьях в таких ситуациях, но не взрослые люди, тем более важный государственный сановник. Нам трудно представить, чтобы при подобном «мероприятии» кто-нибудь из государственных чиновников (пусть даже муниципального, областного уровня) всенародно забрался на дерево, чтобы увидеть что бы то ни было... То есть в Закхее есть какая-то движущая сила, которая превыше всех рассуждений и осуждений. Именно та движущая сила, о которой Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, и все остальное приложится вам». Вот у мытаря есть это «все остальное», но оно его не устраивает: у него нет самого главного − у него нет любви. Бог для него источник любви, и он хочет увидеть Отца светов и Источник любви...
Дивное Евангелие (Лк. 18, 35−43). Можно представить, как Иисус в окружении людей идет по дороге в Иерихон. Вероятно, это те люди, которые впоследствии стали учениками Христовыми, апостолами от 70-ти.
Слепой сидел у дороги и услышав шум приближающейся толпы спросил: «Что это такое?» Ему сказали: «Иисус Назорей идет». И он начал восклицать: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня». Тем, что слепой называет его сыном Давидовым, он признает в Нем Бога. Ведь он не назвал Его Назореем, как ему сказали. Причем это единственный из многих людей, окружающих Иисуса, который восклицает: «Помилуй меня!» Он не просит исцеления, каких-то конкретных чудес, но обращается к с тем прошением, которое уместно, когда рядом идет Бог: «Помилуй меня».
Я вам неоднократно говорил, что вера начинается с доверия к Богу. Вот такого доверия, которое проявил этот слепой, не было и учеников Христовых, нередко сомневавшихся в Нем. Такого доверия не было у законоучителей израильских, постоянно требовавших каких-то доказательств, что Он Сын Божий. А здесь человек в глубокой простоте своего сердца, услышав, что рядом Господь, воскликнул: «Помилуй меня!»
Дорогие братья и сестры, мы знаем, что Господь неоднократно называл Себя в Евангелии. Например, Нафанаил, когда Андрей позвал его прийти посмотреть на Миссию, сказал: «Он живет в Назарете. Может ли быть что хорошее в Назарете?». Тогда Андрей ответил ему: «Прийди и виждь». И когда Нафанаил пришел и увидел, то воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Христос его не поправил, не сказал: «Зачем ты Меня называешь Сыном Божьим?» Неоднократно в беседе с фарисеями, которые спрашивали Его: «Кто ты такой», Христос говорил: «От начала Сущий», «Я и Отец одно».
В сегодняшнем евангельском отрывке (Лк. 18, 18−27) благочестивый юноша называет Его «Учитель благий», а «благий» − это обращение к Богу. И Господь неожиданно говорит ему: «А что ты называешь Меня благим? Никто не благ, кроме Бога». Говорит это потому, что понимает: юноша, называя его Благим, не верит, что Он Бог, но имеет очень большие сомнения. Христос как бы указывает этим на его лукавство: «Ты же не веришь, что Я Бог, зачем ты Меня называешь благим?»
Мф. 4, 12−17. Господь удаляется в Галилею после ареста Иоанна Крестителя. Пока тот был на свободе и занимался проповедью, Спаситель не проповедовал, а исцелял людей, творил чудеса. Иоанн Креститель крестил. Нет ни одного описания чуда, которое бы сотворил Иоанн. То есть у него был особый дар последнего ветхозаветного пророка и первого новозаветного пророка и мученика. И вот когда его берут под стражу, Господь начинает Свою евангельскую проповедь и удаляется в место, что «в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит земля Заввулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая». То есть это место было обозначено древними пророками и, следовательно, можно сказать, что Сам Господь изначально выбрал его для Своей проповеди. Оно называется «евангельский треугольник», потому что находится между тремя городами: Капернаумом, Вифсаидой и Хоразином, составляя всего несколько квадратных километров. Если подняться на гору, то видны все три города, расстояния между ними 1−1.5 километра.
На этом пятачке земли будет сказано 80 процентов евангельской проповеди, почему и называется «евангельским треугольником». Можно сказать, что именно в этом месте вся проповедь произносилась в духе любви. Нигде не было совершено чудес больше, чем в «евангельском треугольнике», при том, что это была языческая территория, находящаяся во тьме смертной, то есть здесь жили люди, находящившиеся в духовном заблуждении. И народ этот увидел свет великий, свет, который ни с чем невозможно спутать − свет Солнца Правды Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Дорогие братья и сестры, можно многократно говорить о сегодняшнем дивном празднике, и все равно мы не сможем объять всей полноты. Наверное, мы действительно мало задумываемся, почему этот праздник называется не только Крещением Господним, но и Богоявлением.
Собственно говоря, Рождество и есть явление, поэтому Богоявление отмечалось в шестой день нового года, символизируя, что ветхозаветный Адам, созданный на шестой день, заменяется новым Адамом. В этом был богословский, мистический смысл Рождества−Богоявления. В III−IV вв. еще повсеместно было распространено язычество, и в этот день отмечался праздник языческого солнцеворота − Бога-Солнца. Для того, чтобы создать ему противовес этому Богоявление (Крещение) перенесли именно на этот день, тем самым как бы говоря, что Господь есть Солнце Правды. Только у язычников солнце физическое, а у нас не только физическое, но и духовное − Солнце Правды.
Иногда люди спрашивают, что такое Святая Троица? А вот это и есть Крещение-Богоявление, где Отец, Сын и Святой Дух буквально проявляются как симметрия Божественной любви, как единое целое − Отец, Сын и Святой Дух.