Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем день священномученика Киприана и мученицы Иустины, святых, которым посвящен наш нижний храм... Чем же для нас показательны эти святые?
Вторая половина III века. Киприана в раннем возрасте отдан на обучение колдовскому искусству, и он достиг небывалых высот. По крайней мере мы не знаем в истории ни одного плотского человека, которому сатана присвоил бы звание князя бесовского. Обычно князь бесовский − бесплотный дух, а Киприан был им, будучи плотским человеком. Он достиг невероятных высот в колдовстве: летал по воздуху, ходил по воде, у него в личном услужении был полк бесов, и он содержал в страхе все окружающие земли. Киприана боялись как огня, знали, что он может сделать с человеком все что угодно. Он был одним из богатейших людей того времени и реальным властителем, как бы мы сейчас сказали, Ближнего Востока.
В пору расцвета могущества Киприана к нему пришел юноша по имени Аглаид, который был адвокатом в городе Антиохии (сейчас это территория современной Турции, а тогда была Сирия). Он принес много золота и сказал: «Я полюбил девушку Иустину, но она отказалась выйти за меня замуж. Помоги». И Киприан ответил: «Иди спокойно домой, а как вернешься, она сама к тебе прибежит».
И дальше началось противостояние Киприана и Иустины. Каких только бесов ни вызывал Киприан, какое только колдовство ни применял, Иустина одной молитвой разрушала все его чары. Впервые Киприан столкнулся с некой силой, которую не смог преодолеть. Он не знал, что есть Господь и есть сатана, но, как язычник, понимал, что есть некая мистическая сила, которая дает человеку сверхспособности. Столкнувшись с Иустиной, Киприан впервые понял, что есть некая сила, превосходящая его собственную.
Дорогие братья и сестры, сегодня дивный и всеми любимый праздник Покрова Богородицы. Мы любим его потому, что в этот день оказываемся под особой Божьей защитой. И мы, служители юкковского храма, хорошо чувствуем, как Пресвятая Богородица защищает нас Своим покровом.
После того как Господь Иисус Христос, распятый на кресте, сказал Своей Матери, указывая на Иоанна Богослова: «Се Сын Твой», а тому: «Се Матерь твоя», Она стала Матерью всего мира. И многие страны спорят за то, какая из них является уделом Пресвятой Богородицы. Конечно, это Израиль и святой град Иерусалим, который по праву претендует на то, чтобы называться уделом Пресвятой Богородицы. Также это Иверия, древняя Грузия, которая считается вторым уделом Богородицы. Это Святая Гора Афон, куда в свое время приплыла по морю Иверская икона, тоже ставшая уделом Пресвятой Богородицы и Ее домом. И наше Дивеево, неподалеку от города Сарова, где подвизался преподобный Серафим, также претендует на то, чтобы именоваться четвертым уделом Богородицы, Ее домом. На самом деле домом Пресвятой Богородицы является вся вселенная, Царствие Небесное и весь мир. Потому что пока в мире есть наши молитвы, обращенные к Ней, Она находится не в Царствии Небесном, а рядом с нами.
Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
(Ин. 10, 9−16)
Дорогие братья и сестры, несколько раз мы касались темы о том, что еврейский народ богоизбранный потому, что ему впервые в мире было показано, что Бог един для всего мира. Но в Евангельской проповеди Христос говорит: «Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Ср.: Мф. 11, 27). В сегодняшнем Евангелии говорится об этом же: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца». В притче о блудном сыне Господь показывает, что ветхозаветное представление о Боге Отце не соответствует Его духовному содержанию, так как Господь есть любящий Отец. А Христос, Который впервые пришел на землю, есть любящее Слово Бога Отца, принесшее всем нам Духа Утешителя − Святая Троица во всей своей полноте.
В сегодняшнем Евангелии также говорится о том, что Христос есть дверь, которая открывается в душе человека в Царствие Небесное. И если она открывается, то уже в этой жизни человек оказывается в Царстве Божьем и живет как у Христа за пазухой.
Дорогие братья и сестры, пока идет подготовка к причастию, я хочу зачитать вам «Слово на зачатие честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» святителя Дмитрия Ростовского.
«В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве коих совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал:
– Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.
Захария отвечал:
– То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына?
Нередко люди, размышляя над своим крестом, с одной стороны, говорят: «По моим грехам заслужил я наказание», с другой стороны, жалуются на тяжесть своего креста: «Почему мне так не везет? Почему это происходит со мной?» То, что мы все называем крестом, в понимании светского человека, можно обозначить словом «таланты». Таланты − это свойства, заложенные в нас при рождении, и ими определяется наш жизненный путь. Но талантами они являются, когда мы находимся на дороге заповедей Божественной любви, если же уходим с нее, они превращаются в наши грехи. А грехи − это наши кресты. То есть мы постоянно жалуемся на свои грехи и при этом говорим: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». А кто все это управит? Разве не мы сами все это сделали? Разве не сами мы сошли с дороги заповедей Божественной любви? И крест тяжел только от одного – оттого, что человек ушел не в ту сторону.
Скажите, хорошо, что человеку становится тяжело, когда он уходит от Бога? У него появляется возможность вернуться, если он остановится и подумает: «Почему все так плохо?» Помните поговорку «Пришла беда − отворяй ворота»? А почему пришла беда?.. Помните, что всегда надо просто остановиться и подумать: если мне плохо, значит я делаю что-то не то. И никто меня не наказывает − я сам себя наказываю... Действительно, как можно относиться к людям? Ну только как к малым детям, по-другому же нельзя... А как к нам относится Господь? Как к совсем малым детям. Если бы любящий Отец начал наказывать бедных, несчастных, больных детей, то как бы называлось место, где мы живем? Ад...
Слово перед причастием отца Григория Григорьева, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, на Божественной литургии 27 сентября 2019 г. в праздник Воздвижения Креста Господня.
Дорогие братья и сестры, что для нас значит Воздвижение Креста Господня? Это вершина земного служения Спасителя, Его высочайший духовный подвиг, который мы никогда не сможем оценить в той мере, в какой он оказал влияние на дальнейшее развитие судьбы мира. Это самое великое преступления человечества против Бога из всех мыслимых и немыслимых...
Невозможно представить, до какой степени это событие повлияло на мир того времени. Римский император Константин, язычник, воздвигает в Риме три колонны с крестами в память о трех воинских победах: над повелителем Западной империи Максенцием, Восточной − Лицинием и над скифами. Максенций был, пожалуй, самым страшным из римских императоров, потому что занимался магией и приносил человеческие жертвоприношения, чего не делал даже Нерон. Он идет на битву с превосходящим войском, является перед царем Константином в полдень, и в зените солнца на небе появляется светящийся крест и надпись «Сим побеждай». Ночью это видение повторяется, и Господь говорит во сне царю Константину: «Начертай крест на шлемах и щитах воинов». Вы знаете, что это значило в то время? Это как если бы кто-то начертал на щите и шлеме виселицу или гильотину − орудия смерти. То есть надо воспринимать это сражение как битву мертвых. Люди, которые со знамением креста идут в битву, − это уже как бы погибшие воины. Вы сами знаете, что нет в мире такой силы, которая может остановить мертвых...
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1−14)
«Много званых, а мало избранных»... Блаженны званные на Брачную Вечерю Агнца. Ответ людей, не которые не пошли на брачный пир, но которых привлекали мирские заботы, по-церковнославянски звучит как «имей мя отреченна». То есть осознанно или неосознанно люди, которые не идут на Брачную Вечерю, становятся отреченными.
Господь рассказывает эту притчу законоучителям израильским, книжникам, фарисеям и саддукеям − тем, кто был зван в первую очередь, но они предпочли мирские блага духовным. Дух любви к этому времени значительно оскудел во многих сердцах, хотя многие люди выполняли большое количество правил. Когда Господь призывает на Брачную Вечерю Агнца, то люди приходят в брачных одеждах. А брачные одежды − это в первую очередь дух любви к Богу, в который одевается человек. Когда святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал людей на Брачную Вечерю Агнца − к Причастию, а те говорили: «Я недостоин», «Я не готов», он всегда спрашивал одно: «Стучится ли Господь в твое сердце?» Единственное главное, что может быть, − это Брачная Вечеря Агнца и горение к ней человека.
Дивный для нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В чем его уникальность?
Почти за тысячу лет до Рождества Христова царь Соломон решил построить храм Единому Богу. Размеры храма должны были быть такими, чтобы в него вместился весь еврейский народ. То есть если бы собрать всех живущих в то время в мире евреев, они бы все вместились в храм царя Соломона. В мире никогда не было храма, подобного этому. Строили его несколько десятилетий, было использовано огромное количество золота, драгоценных камней, самых дорогих сортов деревьев. Потому что когда строится царский дворец, то он строится со всеми возможностями того времени, а когда строился «дворец» Богу, царь Соломон собрал в нем все лучшее, что было в мире. Собственно говоря, Соломон построил «дворец» ветхозаветному Богу.
Пресвятая Владычица наша Богородица стала для нас «дворцом» Нового Завета. В Нее вместился не только богоизбранный еврейский народ, первым сказавший миру, что Бог един, а весь мир. Предполагалось, что в храм царя Соломона будут вмещаться все праведники, а в Храм, которым является Пресвятая Владычица наша Богородица, вмещаются все люди мира, включая самых последних грешников, которые любят Богородицу, молятся Ей, стремятся и обращаются к Ней за помощью.
Продолжая тему сегодняшнего Евангелия о лукавом духе. Каждый из нас может задать себе вопрос: а мы в чем-то похожи на этого лукавого юношу? Не являемся ли мы снаружи «гробами лакированными», полными внутри всякой нечистоты? Дух лукавства произрастает в первую очередь от человекоугодия: для нас крайне важно, что о нас скажут другие люди, мы очень сильно заботимся об этом, а на самом деле не следует обращать на это сколь-либо значительного внимания. Потому что хорошие люди, что бы мы ни делали, скажут о нас всегда хорошо, и скажут зачастую незаслуженно. А плохие, как бы мы из кожи ни лезли, все равно осудят. Поэтому не столь важно мнение других людей. Это не значит, что к нему не надо прислушиваться вовсе. Могут быть какие-то конкретные советы, но не более того...
Не надо сильно дорожить чужим мнением, надо стараться все-таки ориентироваться на свою совесть. Многие люди говорят: «Я сам себе не верю», но у нас кроме индикации собственной совести зачастую ничего нет. Если мы сами себе уже не верим, плохо наше дело. Это не значит, что мы не можем ошибаться, но, совершая ошибки, мы будем их чувствовать и исправлять. И надо наводить навигатор своей души курсом на Царствие Небесное.
Если вы обратили внимание, то в одном месте сегодняшнего Евангелия Господь говорит «Царствие Божие», а в другом − «Царствие Небесное». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», а перед этим сказано «Царство Небесное». Царство Божие − это земля, а Царство Небесное − вечность. Господь говорит, что человеку, который находится в духовной зависимости от богатства, крайне сложно войти в вечность. Если он привязан к земному, то не может достигнуть Царства Божьего на земле и никогда не будет жить как у Христа за пазухой: у него всегда будет внутреннее напряжение...
Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –
дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –
дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
(Мк. 6, 14−30)
Дорогие братья и сестры, каждому из вас памятно, как в этом году мы впервые в жизни нашего прихода отслужили Божественную литургию в Себастии, на месте усекновения главы Иоанна Предтечи. В Себастию трудно попасть: это Палестинская автономия и там довольно жесткий пропускной режим, нередко бывают столкновения между Палестинской автономией и Израилем. Удивительность этого места в том, что оно сохранилось практически без реставрации. Дворец Ирода, который описывается в сегодняшнем Евангелии, хотя и разрушен, но хорошо виден − все колонны лежат на своих местах, даже мозаика на полу та же, на которой плясала Саломия, дочь Иродиады. Рядом находится темница, где была усечена глава Иоанна Крестителя. Именно на ее месте царицей Еленой был построен древний храм, развалины которого тоже сохранились. В этом месте мы и служили Литургию.