На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., врач-психотерапевт-нарколог, настоятель храма Рождества св. Иоанна Предтечи в деревне Юкки. Передача из Санкт-Петербурга.
– Дорогие друзья, мы поздравляем вас от телеканала «Союз» с наступающим Новым годом. Тема нашей передачи звучит так: «Светские и церковные праздники».
– Думаю, у нас нет такой задачи – умалить значение предстоящего новогоднего праздника, но при этом нужно понимать, что Новый год – это чисто российский праздник и в других странах его не отмечают так, как у нас, а кроме того, он не имеет там такого мистического значения, какое имеет в нашей стране. Я полагаю, это связано с тем, что мы почти сто лет были лишены Рождества (помните, как в замечательной книге Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», где тоже почти столетие не было этого праздника?). Фактически у нас Новый год стал альтернативой Рождеству, и в атеистическое время с ним были связаны все чаяния и надежды людей. В прежние времена, когда у человека не была нарушена связь с Богом, для него важным было Рождество, на которое он возлагал свое упование. Вот почему я не считаю, что нужно отменять празднование Нового года и перестать собираться за праздничным столом. Наоборот, мне бы хотелось пожелать всем благополучного Нового года, чтобы новый 2016 год был еще лучше, чем уходящий – прекрасный, замечательный 2015-й.
На вопросы телезрителей отвечает иерей Михаил Легеев, клирик храма Рождества св. Иоанна Предтечи в поселке Юкки Ленинградской области, кандидат богословия, преподаватель СПбПДА. Передача из Санкт-Петербурга.
– Чаще всего под Священной историей подразумеваются Ветхий и Новый Заветы. Насколько я понимаю, Вы бы хотели рассмотреть данный вопрос шире.
– Для нас Священная история – действительно прежде всего Ветхий и Новый Заветы: те события, которые однажды совершились и уже навсегда запечатлелись в истории мира. Почему Священная история называется Священной? Потому что, в отличие от любой другой истории, это история отношений Бога и человека. Сам Бог принципиально внеисторичен, а человек, которого Он замышляет и творит, напротив, историчен, его жизнь пронизана историей и сама по себе ее представляет и в замысле Бога, и в реальности. История – всегда некое движение с определенной логикой, внутренним развитием от одной точки к другой, от начала к концу.
На вопросы телезрителей отвечает священник Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., врач-психотерапевт-нарколог, настоятель храма Рождества св. Иоанна Предтечи в деревне Юкки. Передача из Санкт-Петербурга.
– Дорогие друзья, тема нашей передачи сегодня звучит так: «Оскудение духа любви».
– Эту тему я бы начал с тех слов, которые были сказаны в Евангелии Господом Своим апостолам: «По тому узнают вас, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». То есть если у нас есть любовь между собою, то мы ученики Христовы, а если ее нет, то возникает вопрос: кто же мы тогда?
Действительно, православие вышло из иудаизма, из древней веры, которая была основана на соблюдении закона: десяти заповедей Моисеевых и 613 заповедей талмудических. Древние иудеи считали, что выполнение буквы закона – это верный путь спасения, а Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Если мы, будучи православными людьми, пытаемся идти только по пути соблюдения закона, который тоже, несомненно, важен и необходим, то мы невольно превращаемся в пародию на иудеев, потому что они хорошо его соблюдали, только вот Христа они при этом распяли, поскольку Господь любви оказался им не нужен. Действительно, если бы в наших храмах пребывал сегодня дух любви, то они были бы переполнены людьми.
На вопросы телезрителей отвечает иерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., врач-психотерапевт-нарколог, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки. Передача из Санкт-Петербурга.
- Тема передачи сегодня своеобразная – три сита Сократа. Что же это за тема?
- Наша главная задача – духовное утешение. Чтобы как-то порадовать людей в Светлый пасхальный период, мы вспомнили Сократа. Он был очень интересным философом, но никогда ничего не записывал. И все, что мы о нем знаем, знаем из записей его ученика Платона и других источников. Про Сократа рассказывали следующую легенду:
На вопросы телезрителей отвечает клирик церкви Рождества святого пророка Иоанна Предтечи деревни Юкки Ленинградской области, руководитель Санкт-Петербургской Епархиальной школы звонарей священник Павел Радин. Передача из Санкт-Петербурга.
- Вы обозначили тему как «Высокая колокольная музыка» - напрашивается вопрос: разве бывает низкая колокольная музыка?
- Дело в том, что есть искусство, а есть ремесло; есть хороший ремесленник, а есть человек, который занимается искусством ради призвания. Искусство – очень тонкая вещь, поэтому, конечно, в колокольной музыке, как и в любой другой, есть подразделение на высокое и низкое. Низкое – не значит что-то презренное. Возьмем, например, для сравнения Обиход церковного пения и Литургию Чайковского или Всенощную Рахманинова – это вещи несопоставимые. Мы скажем, что Чайковский и Рахманинов выше, потому что это искусство, а обиход – это обиход, понимаете? В этом нет ничего обидного, но сегодня мы говорим именно о высокой колокольной музыке, которая выросла у нас из церковного искусства. Такая музыка остается и церковным искусством, потому что очень часто доносится с храмовых колоколен, а бывает, что звучит на концертах.
На вопросы телезрителей отвечает священник Григорий Григорьев, председатель Александро-Невского общества трезвости, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юкки Выборгской епархии, врач-психиатр с 30-летним стажем. Передача из Санкт-Петербурга.
— Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий — диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки, доцент кафедры психологии и философии Русской христианской гуманитарной академии иерей Григорий Григорьев. Здравствуйте, батюшка!
— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Божие благословение да пребудет со всеми вами.
— Спаси Господи, батюшка. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема: «Царствие Небесное внутри нас». Как Вы считаете, что имел в виду Господь, когда произносил слова «Царствие Божие внутрь вас есть»?
— Перед этим Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». А когда ученики спросили, где Царствие Небесное, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Я много думал над этими словами.
На вопросы телезрителей отвечает священник Михаил Легеев, клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки. Передача из Санкт-Петербурга.
– Богоявление — это, наверно, самый богословский из всех праздников. Как Вы считаете?
– Каждый из церковных праздников по-своему богословский. В каждом из них заключен свой особенный богословский смысл.
– Вы в свое время писали работу, посвященную богословию. Центральной мыслью было то, что богословие — это откровение Бога человеку. Не этому ли посвящен праздник Богоявления?
– Можно сказать и так. В каком-то смысле не только праздник Богоявления связан с откровением Бога человеку, но и вся жизнь Церкви и вся ее история. С этим откровением так или иначе все праздники связаны, но праздник Богоявления имеет свое особое место в ряду этих праздников и священных исторических событий, связанных со Спасителем. Ведь именно с этого момента, с Крещения Господня, начинается общественное служение Христа Спасителя, когда Он открывает Себя народу и начинает Свою проповедь. Я бы сказал, что особое место в откровении этот праздник имеет, а какое – мы сейчас по пунктам разберем.