НОВОСТИ
28 мая 2023 г.
Приглашаем на концерт Ирины Скорик «Песни русской души», который состоится в нижнем храме 28 мая 2023 г. после поздней Божественной литургии и чаепития, начало в 13.00
18 мая 2023 г.
Служение молебна с акафистом у иконы Божией Матери переносится с 17 часов на 9.30, после Божественной Литургии 18 мая 2023 г.
17 мая 2023 г.
17 мая 2023 года состоится поездка сестричества храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках во главе с настоятелем протоиереем Григорием Григорьевым в клинику травматологии и ортопедии ВМедА им. Кирова.
14 мая 2023 г.
14 мая 2023 г. приглашаем вас на музыкальный концерт детского хора нашего прихода «Наша Пасха», после поздней Божественной литургии, крестного хода и чаепития. Начало в 13.00
30 апреля 2023 г.
30 апреля 2023 г. после поздней Божественной литургии, крестного хода и чаепития в нашем храме состоится Пасхальный музыкальный концерт.
|
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки» Пушкинские уроки. Урок № 7.Урок № 7Трудно быть пророком! (1826 – 1830 гг.)
Царь Николай I в 1826 году вызывает поэта из Михайловского в Москву – событие и радостное, и тревожное. По дороге он встречается со ссыльным лицейским другом – В. Кюхельбекером. На душе неспокойно, позднее он скажет о причине этого: Напрасно я бегу к Сионским высотам, Страсти, это ненасытное брожение чрева, еще не утихли в нем, он чувствует, как они просятся наружу. После «Пророка» тема поэта погружена в «заботы суетного мира». А ведь стихотворение «Поэт» написано в том же 1826 году, что и «Пророк». Пока не требует поэта
Осознание своего ничтожества рождает грустные мотивы в его стихах.
Читаются стихотворения: − «Зимняя дорога» (1827), стр. 397; Последнее стихотворение поражает своей откровенной жестокостью и греховностью. Сквозь ужасы вчерашней казни по ночной Москве мчится опричник – царь Иван Грозный. …Кромешник удалой. * * * А площадь в сумраке ночном …Мой конь лихой! Плотская страсть гонит опричника, отодвигая все ужасы убиенных людей, вопреки естеству глушит спящую совесть. Плотское чрево бродит и у поэта: стихотворение «Сводня грустно за столом карты разлагает» (1827), стр. 411. Но все настойчивее пробивается желание смирить плоть. * * * Кобылица молодая, Программным стихотворением этого периода является, безусловно, стихотворение 1828 года «Воспоминание», стр. 420 (читается целиком); оно развивает перед поэтом свой длинный свиток: * * * И с отвращением читая жизнь мою, На этом обрывается стихотворение, напечатанное в знаменитом трехтомнике поэта, изданном в 1985 году. Но «Воспоминание» имеет свое продолжение: Я вижу в праздности, в неистовых пирах Это стихотворение написано за несколько дней до дня рождения поэта. А в день своего рождения 26 мая (по ст. стилю) 1828 года он выскажет мысли, перечеркивающие не только его жизнь, но и вообще человеческую жизнь, перечеркивающие волю Божию: * * * Дар напрасный, дар случайный Кто меня враждебной властью Цели нет передо мною: У поэта нет сил нести свою ношу – свой крест. Если за точку отсчета высоты духовного взлета поэта взять стихотворение «Пророк», то оно говорит о глубине духовного падения, и его можно было бы назвать «Анти-пророк». Богоборческое состояние его души можно выразить его же словами, вложенными в уста Сальери в «Маленьких трагедиях»: Все говорят: нет правды на земле. Духовный опыт прошедших лет, запечатленный в «Сцене из “Фауста”» (1826), кристаллизуется в понимание, что жизнь без Бога и его Божественной Любви превращается в царство смерти. Так рождается стихотворение «Анчар» (1828), стр. 432 (стихотворение читается целиком).
Духовная жизнь поэта осложняется угрозами жизни мирской: Снова тучи надо мною Это начало стихотворения «Предчувствие» (1828), стр. 426, которое было написано в связи с делом о распространении стихов из «Андрея Шенье» и допросами о принадлежности А.С. Пушкину «Гаврилиады». Дело 20-х годов по поводу кишиневской поэмы, возводящей хулу на Святого Духа, не было закончено: Пушкин не признался, не раскаялся, этот тяжкий грех не был прощен и преследовал его. 28 мая 1828 года владыка Серафим получает текст «Гаврилиады» и начинает новое расследование. А. С. Пушкин принимает единственно правильное решение во всем признаться и раскаяться. Он пишет письмо царю Николаю I. После долгой и трудной беседы царь закрывает дело и прощает поэта. Дело было кончено 2 октября 1828 года. Спокойно становится на душе, светлеют и теплеют его стихи: еще дуют холодные ветры, но уже показались ранние цветочки и вылетает первая пчелка… о красной весне поразведать… И сколько маленьких шедевров выходит из-под пера поэта только за два года: 1828 год
1829 год
Перечисленные стихи как точечные родники, из которых, когда они сольются вместе, хлынет животворная неиссякаемая река неумирающей поэзии Пушкина. Ее внутреннее разнообразие – это свидетельство неповторимости жизни, связи поколений, залог вечности и жизни бесконечной. Все это можно увидеть и услышать в стихотворении 1828 года «Цветок». * * * Цветок засохший, безуханный, Где цвел? Когда? Какой весною? На память нежного ль свиданья, И жив ли тот, и та жива ли? Поэт приближался к своему 30-летию, возрасту Христа, возрасту мудрости. За прошедшие годы так много пережито: личные неудачи и потери, южная ссылка, и ссылка в Михайловское, встречи с царем, восстание декабристов, так много продумано и оценено исторических событий: эпоха князя Владимира, Ивана Грозного и Бориса Годунова, Петра Великого и Екатерины II, восстание Пугачева, впереди Отечественная война 1812 года («Перед гробницею святой», 1831 г.), польское восстание («Клеветникам России», 1831 г., стр. 499). Все отчетливее кристаллизовался в его поэзии образ России и народа. Поэт подошел к возрасту Христа: он на пороге Его мудрости. Каким должен быть человек, к чему он должен стремиться, на что опираться, − на этот вопрос ищет ответа поэт. «Небесный гром на злобу грянет!» − этот закон жизни определяет нравственный смысл поэмы «Руслан и Людмила» (1820). Все последующие романтические поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824) – поэмы о страстях человеческих, искажающих Божью правду. В «Сцене из “Фауста”» мы видим, что не любовь правит в мире людей, забывших Божьи заповеди, а гордыня и вседозволенность. Нравственная установка 25-летнего поэта высказана им в поэме «Цыганы»: И всюду страсти роковые Несчастная судьба человека – результат его собственных страстей. Уже в трагедии «Борис Годунов» (1825) складывается концепция исторической жизни как процесса, исполненного глубокого нравственного смысла. В центре внимания поэта – взаимодействие человека с волей Творца. Тема исторической справедливости станет главной в поэме «Евгений Онегин» (1823). Итог мирской жизни поэта, открывающий перспективы человеческого восхождения, сформулирован им в финале: Блажен, кто праздник жизни рано Так в поэзии Пушкина раскрывались богатства русского духа, воспитанного в продолжении веков Православием.
|