Оливье МЕССИАН (1908-1992)
"Двенадцать Взглядов на младенца Иисуса" (1944) для фортепиано
Программа концерта:
Взгляд Отца.
Взгляд Звезд.
Взаимодействие.
Взгляд Девственницы.
Взгляд Сына на Сына.
Взгляд Креста.
Взгляд Небес.
Взгляд Времени.
Благовещение Деве.
Взгляд Ангелов.
Взгляд Пророков, Пастухов и Волхвов.
Я сплю, но мое сердце бодрствует.
Пьесы этого цикла вовсе не являются музыкальными иллюстрациями к библейским сюжетам. МЕССИАНУ удалось увидеть все эти события из потустороннего мира особым зрением и слухом, и воплотить свои видения уникальным музыкальным языком, восхищающим то своей простотой и ясностью, то непредсказуемой архисложностью. Неудивительно, что этот цикл в России исполняется в четвертый раз со времени его создания, несмотря на его всемирную известность. Исполнение фортепианного цикла будут сопровождать видеоинсталляции раннехристианских мозаик с аннотациями автора и комментариями исполнителя.
В реализации проекта принимают участие: продюсер и дизайнер Олег Огнев, доктор богословия настоятель Собора Рождества Иоанна Предтечи в Юкках о. Григорий (Григорьев), магистр богословия Ярослав Стародубцев, фотограф Михаил Лернер, стилист Саркис Давтян, переводчики Евгения Фомичева и Полина Виноградова.
Аннотации Оливье МЕССИАНА
Взгляд Отца.
Законченная фраза ТЕМЫ БОГА.
И сказал Бог: « Это Сын мой любимый, в которого вложил я все мои надежды и всего Себя.»
Взгляд Звезд.
Тема ЗВЕЗДЫ и КРЕСТА.
Неземная шокирующая Благость.
Звезда наивно светит с высоты Креста.
Взаимодействие.
Падение. Восхождение по спирали.
Ужасная сделка между Богом и Человеком.
Бог создает человека, чтобы сделать людей Богами.
Бог - создание из трех частей и они не меняются, они невидимы, но постоянны.
Человек - состоит из других элементов, они растут и становятся огромными.
Это явление я назвал «Ассиметричный рост».
Взгляд Девственницы.
Невинность и Нежность.
Женщина неописуемой Чистоты и Великолепия.
Дева смотрит на своего Младенца.
Я хотел выразить Чистоту с помощью средств музыки: потребовалась определенная сила и особенно много наивности и детской нежности.
Взгляд Сына на Сына.
Тайна - Луч света в темноте - отражение Радости.
Птицы тишины - слово Бога и природа Человека - союз человеческого и божественного начал в Иисусе Христе.
Глубоко взволнованный Взгляд Сына Божественного на Сына Человеческого Младенца Иисуса.
Три тональности, три лада, три ритма, три накладывающихся мелодии.
ТЕМА БОГА - это ритмический канон в контрапункте.
ТЕМА РАДОСТИ символизируется пением птиц.
Взгляд Креста.
Тема ЗВЕЗДЫ и КРЕСТА.
И сказал КРЕСТ: «И будешь ты освященным в моих руках – на моем распятии».
Взгляд Небес.
Слава в небесах. Торжествование.
Небеса спускаются на ясли как пение жаворонка.
Пение хора птиц: соловьи, дрозды, зяблики, щеглы, но громче всех – жаворонки.
Взгляд Времени.
Тайна масштаба (полноты) ВРЕМЕНИ.
ВРЕМЯ видит, как в нем рождается Тот, кто вечен.
Тема короткая, холодная, отреченная.
Как яйцеобразные головы без лица на картинах художника Кирико.
Ритмический канон.
Благовещение Деве. Первое Причастие Девы.
Картина, где Дева стоит на коленях в ночи...
Светящийся нимб над ее чревом, с закрытыми глазами.
Это происходит между Благовещением и Рождеством.
Она восхищена плодом, зреющим внутри нее.
Она чувствует биение его сердца.
Она приняла его Кровь и Плоть.
Это и есть Первое и самое великое Причастие.
ТЕМА БОГА, ее охват изнутри.
Беспредельное Совершенство.
Специальные аккорды Темы и разделение на два модальных слоя, важные пульсации, которые представляют биение сердца Иисуса под сердцем Матери.
Исчезает и растворяется ТЕМА БОГА.
После Благовещения Мария обожает Иисуса в себе: мой Бог, мой Сын, мое Совершенство! – моя Любовь без шума слов.
Взгляд Ангелов.
Сверкание, удары, стук, мощно гремят тромбоны октавами в басах.
Божье пламя есть слуги твои. Пение птиц в голубизне Небес.
Все больше удивляются Ангелы – как так? – не с ними, а с людьми соединился Бог.
В первых трех строфах: многоцветность, пестрота, ритмический канон с фрагментацией аккордов,
4я строфа: пение птиц.
5я строфа: удивление Ангелов нарастает все больше.
Взгляд Пророков, Пастухов и Волхвов.
Экзотическая этно-музыка – там-там и гобой, огромный духовой роговой оркестр.
Я сплю, но мое сердце бодрствует.
Поэма Любви. Диалог тайн Любви.
Большую роль играют паузы – это Тишина.
Это не стрелы Купидона.
Это Иисус спящий своим Воскрешением говорит нам, что никогда не забывает о нас.
Оливье Проспер Мессиан (10.12.1908 – 27.04.1992) – французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог.
Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки.
Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 году окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М. Дюпре (орган). С начала 30-х гг. и 90-х гг. органист собора Св. Троицы в Париже. С 1936 преподавал гармонию в «Схола канторум» и «Эколь нормаль». В годы 2-й мировой войны был мобилизован, в 1940-41 находился в лагере для военнопленных (здесь был создан и исполнен «Квартет на конец времени»).
С 1942 профессор Парижской консерватории (классы гармонии, муз. анализа, муз. эстетики, муз. психологии). Среди его учеников – П. Булез, К. Штокхаузен, И. Лорио, Я. Ксенакис. С конца 40-х гг. проводит семинары, читает лекции в др. странах (творческие принципы Мессиана восприняли некоторые японские и латиноамериканские музыканты). Основой музыки Мессиана, её аккордово-сонорных конструкций, а также мелодии является один или несколько параллельно наложенных или последовательно проведённых «ладов ограниченной транспозиции». Многие мелодии в его сочинениях складываются из движений цепочек аккордов, имеющих характерную ладовую окраску. В произведениях Мессиана часты реминисценции григорианского хорала, он использует также ладовые системы араб., инд., япон., полинезийской музыки.
Огромное значение придаёт Мессиан ритмической организации звукового материала, в драматургии метро-ритма он видит основу формообразования. Мессиан изучал ритмы старинной инд. музыки, создав собственный ритмич. «словарь» на базе формул «Дечиталас» («Deci-talas»), систематизированных инд. муз. исследователем 13 в. Чарнгадева. Мессиан ратует за аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной (не скованной регулярностью тактового акцента) метрикой. Он применяет также симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмич. формул, при этом возникают разл. виды полиритмии и полиметрии. Мессиан более 40 лет записывал голоса птиц.
Создал систему трансформации на муз. инструменты с темперированным строем птичьих посвистов, призывов, клёкотов, юбиляций: «Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-59), «Экзотические птицы» (1956) и др. (птицы для Мессиана - «служители внематериального»), звукоподражание окрашивается в религиозные тона. Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор. Он расширил симфонию на 10 частей. Музыка Мессиана органично осуществляет и связь времен (вплоть до средневековья), и синтез культур Запада и Востока. Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он также является членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Ринат Сагидович ШАКИРОВ – родился в 1962 году в г. Караганде. Профессионально заниматься музыкой начал в 19 лет (Темир-Тауское музыкальное училище, преподаватель Альфред Риппе). Фундаментальное образование Ринат Шакиров получил в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях (класс профессора Станислава Иголинского и профессора Льва Власенко).
Автор концертной сюиты по одноименному балету "Шурале" Ф. Яруллина, изданной в Москве в 2005 и 2010 годах в издательстве "Композитор". Основатель и художественный руководитель музыкального фестиваля «Имена Петербурга».
Постоянно выступает с концертами в России и за рубежом. Сотрудничает со многими оркестрами и дирижерами, в числе которых Фуат Мансуров, Равиль Мартынов, Александр Канторов, Дмитрий Хохлов, Фабио Мастранжело, Сергей Стадлер, Александр Сладковский, Рустем Абязов и другие.
Ринат Шакиров участник международных музыкальных фестивалей - «Geteborg Art Sound», «Европа-Азия», «Петербургская музыкальная весна», «Другое пространство», «Японская весна в Петербурге», «Панорама музыки России» и других в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Петрозаводске, Италии, Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Швейцарии.
Имеет записи на Радио России, Татарстана и Казахстана, на девяти компакт-дисках. Председатель Союза Концертных Деятелей Санкт-Петербурга (2011-2016), Президент «Центра Искусств «Петербургские Имена».
Ринат Шакиров является организатором и соучредителем различных международных музыкальных конкурсов и фестивалей в России. Доцент СПбГУКИ. Награжден медалью "300 лет Санкт-Петербургу", медалью "К 1000-летию Казани", почетным знаком Министерства культуры РТ "За достижения в культуре", Золотой медалью международного музыкального фестиваля "Дельта Невы".
Заслуженный артист Российской Федерации (2006). Народный артист Республики Татарстан (2010).