Высокие технологии примирения
В нашу цифровую эпоху правила жизни диктуют высокие технологии. На их разработку брошены лучшие умы планеты, за их развитием с замиранием сердца следят миллионы. Человек не тратит столько сил и средств на исследование собственного внутреннего мира, а, наверное, зря…
Целый космос, вселенная сокрыты в нас самих. И один из важных законов, которые должны в этом космосе царить, – «аще возможно, будьте в мире со всеми».
Как мир с ближними сохранять и приумножать, как выживать, когда он потерян, и что делать, чтобы вернуть его обратно, накануне главного примирительного дня – Прощеного воскресенья – мы говорим с епископом Обуховским Ионой.
– Очень часто толчком к примирению для нас служит либо наше намерение причаститься, либо – как сейчас – Прощеное воскресенье и наступающий вслед за ним Великий пост. Такая привязка к дате ведь не является чем-то предосудительным? Иначе бы многие ссоры существенно затягивались…
– А вы знаете, что перед причащением нужно примириться не только с теми, кого мы обидели, но и с людьми, обидевшими нас? В Последовании ко Святому причащению читаем такие строки: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим». То есть не с тем, кого ты опечалил, – это само собой разумеется, но и с теми, кто опечалил тебя. Этим, можно сказать, задача усложняется.
– Захотят ли «тя опечалившие» примиряться? Да и идти искать мира с людьми, которые причинили боль и особо, может быть, даже не переживают по этому поводу, мягко говоря, тяжеловато.
– Мы знаем слова Господа в Священном Писании: «Мирись с соперником твоим скорее». Знаем слова: «Солнце да не зайдет во гневе вашем», «аще возможно, будьте в мире со всеми». Это достаточно четкие инструкции к действию, наш будильник, звоночек, служащий напоминанием о том, как жить, чтобы не страшно было умирать.
Ведь, и правда, страшно умереть, не примирившись. Не зря в давние времена существовала традиция собираться у постели умирающего. В наше время родственники приходят, как правило, чтобы всячески подбодрить, уверить, что всё на самом деле хорошо, «мы с тобой еще повеселимся, съездим на моря», хотя прекрасно понимают, что жить больному, скорее всего, осталось считанные дни, а то и часы.
Раньше люди, чувствуя приближение смерти, старались собрать возле себя родных и близких. Также и родственники, зная, что их любимый человек готовится к смерти, стремились попасть к нему. Для чего? Не просто выказать свое сочувствие, со скорбным видом постоять у постели больного, а для того, чтобы примириться, чтобы человек отошел в мир иной в мире со всеми.
Перед лицом смерти уже не до каких-то амбиций, не до отстаивания своей правоты. Если человек христианин, если критически относится к себе и понимает, чего на самом деле стоит и насколько далек от евангельского совершенства, он будет стремиться осознать свои ошибки, примириться и иметь мир в душе на пороге смерти.
Собственно, такое состояние, как мне кажется, должно быть присуще христианам во все дни их жизни. Это то, о чем говорили древние: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». А неприязнь к кому-либо из наших ближних является, на мой взгляд, одним из тяжелейших грехов.
– Какая-то парадоксальная получается ситуация. Нам причинили боль, мы страдаем оттого, что испытываем обиду, и мы же при этом должны выступить инициаторами примирения…
– Вспомните, где сказано: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим…»
К слову, молитва «Отче наш», к огромному сожалению, стала настолько обыденной, так вошла в привычку, что мы читаем ее, не особо задумываясь над тем, что произносим. А ведь это молитва Господня. В отличие от многих других она составлена не людьми, пусть даже святыми, а дана Самим Господом. Каждое ее слово ювелирно отточено – это бриллиант, драгоценность. В каждое нужно вдуматься и вслушаться.
Эта молитва, среди прочего, побуждает нас к постоянному причащению. Под прошением «хлеб наш насущный дай нам сегодня» имеется в виду отнюдь не хлебобулочное изделие. Слово «насущный», если его переводить на русский язык более точно, это «НАДсущный» – тот, что над сущностью. Имеется в виду евхаристический хлеб, хлеб причащения Тела Христова.
Получается, мы просим подавать нам этот хлеб каждый день, хотя на деле постоянно уклоняемся от причастия под различными предлогами. И хотя сейчас мы не сможем жить как первые христиане, которые причащались, действительно, каждый день, но приступать к Христовым Тайнам регулярно, насколько можно чаще, мне кажется, по силам любому христианину.
Но вернемся к должникам. «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» – в этих словах указание на существующую прямую зависимость. О ней читаем и в другом месте Евангелия, где Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Поэтому очень важно хотя бы в душе иметь мир и спокойствие к ближним – к тем, кто нас обидел, к тем, кого обидели мы.
– Может, можно простить обиду самому, отпустить ее и не держать зла? Или идти мириться надо обязательно?
– Почему-то когда слышим о примирении, всегда хочется, чтобы примирились с нами, попросили прощения у нас. И зачастую не хотим потрудиться, покопаться в себе и подумать, кого и где могли обидеть мы.
Причинить боль очень просто – мимоходом, не замечая того, можно ранить словом или поступком. Грешить вообще легко. Как в известной фразе – легко камни разбрасывать, а собрать их обратно достаточно проблематично.
Поэтому очень важно потрудиться, заставить себя переступить через свою гордость и примириться в какой-то словесной форме, от всего сердца сказать: «Прости меня!» Это один из подвигов, если хотите, даже епитимья, которую требует от нас Господь: «Оставь жертву у жертвенника, пойди, примирись с братом твоим, и только потом приноси жертву».
Конечно, это легче сделать, если имеем дело с некими будничными прегрешениями, которые случаются на каждом шагу. Значительно тяжелее – и оттого значительно важнее для нас – постараться исправить в себе застарелые язвы, разрешить ситуацию, когда обидели мы или когда обидели нас, и привести ее в исходное состояние – до ссоры, до нанесения обиды.
В любом случае, непрощение просто непродуктивно – для нас самих. Если не прощаем, держимся за обиду, то страдаем от этого, в первую очередь, сами. Наш обидчик живет своей жизнью и в ус не дует, а мы переживаем, не спим, строим планы отмщения.
Хотя, надо признать, зачастую люди даже услаждаются своим чувством обиженности – вот я такой бедный, несчастный, страдаю. Особенность человеческой природы такова, что мы склонны себя жалеть и в этом находить какое-то услаждение.
– К слову о том, что надо мириться в словесной форме. Мы очень много грешим против ближних осуждением и злословием. Как мириться, если человек о нашем по отношению к нему грехе даже не знает? Стоит ли ему объяснять, какими словами, когда и сколько ты его обсуждал или ругал?
– Злословие, осуждение – это постоянный, многовековой бич человечества. И нынешнее поколение и верующих, и неверующих исправно в этом грехе упражняется.
В идеале необходимо всеми силами стремиться вообще не разговаривать о третьем лице. Я как-то читал, что один из оптинских старцев запрещал своим духовным чадам в каком-либо контексте говорить о человеке, который при разговоре не присутствует. Потому что, к сожалению, практически любой разговор об отсутствующем сводится к его осуждению или какому-то суждению, близкому к злословию.
Никто из нас не застрахован от ситуаций, когда ради красного словца, или поддержания разговора, или из-за невозможности покинуть помещение, где кого-то осуждают, сами совершаем этот грех. В данном случае, мне кажется, не всегда полезно просить прощения у человека вслух. Одно дело, когда была ситуация, и мы словом или делом ему досадили, или он нам – в такой ситуации просить прощения нужно обязательно.
Но все мы немощные и слабые. И если кому-то скажем «прости меня, я тебя осуждал», да еще уточним, как именно, ситуация только ухудшится. В данном случае уместно будет «уклониться от зла и сотворить благо» – покаяться, на исповеди сказать, что был такой грех, и положить в сердце своем всеми силами, насколько возможно, избегать какого-либо суждения о ком-либо.
Когда видим, как в грех осуждения впадает кто-то из наших знакомых, особенно если это касается дорогих и близких нам людей, нужно попытаться адекватно донести свое мнение до осуждающего. Если знаем, что он нас послушает, постараться такой разговор пресечь. Если не станет слушать, лучше отойти в сторону и прекратить общение. В тех ситуациях, когда приходится сталкиваться с осуждением постоянно, лучше прямо показывать, что нам это неинтересно, неприятно и возмутительно.
Если дело происходит в Сети, где, собственно, и раскинулось сейчас основное поле для осуждения, лучше отписаться от такого пользователя, не иметь с ним никаких точек пересечения.
– Кстати, о Сети. Бывает, пользователи в соцсетях обсуждают друзей публично и довольно бесцеремонно. Огорчительно всё это наблюдать, особенно когда говорят о тебе или о твоих друзьях и близких. Но ведь люди считают, что они правы и просто говорят правду. Как мириться с такими обидчиками?
– Разные бывают случаи.
Если человек нам близок и у нас с ним есть контакт, конечно, лучше подойти и сказать прямо: прости, наверное, я смутил тебя какими-то своими поступками, раз ты обо мне так говоришь и пишешь. Если взаимоотношений тесных нет, тогда потерпите и посмиряйтесь.
В житии преподобного Ефрема Сирина есть рассказ о том, как однажды он безо всякой вины попал в тюрьму. Сидя в заключении, он сетовал, что страдает за то, чего не совершал – а ему приписывали чуть ли не уголовное преступление. По такому поводу он впал в уныние, пока ему не явился Ангел со словами: «Помнишь, в такое-то время ты совершил вот такой поступок, и тебе за это ничего не было?» – «Помню». – «И вот это преступление было, и ты за него не получил наказания». – «Помню». – «Так чего же ты сейчас ропщешь? Ведь страдаешь за то, за что тогда не пострадал».
У всех нас есть проступки, за которые нам нужно хоть как-то пострадать, понести наказание. Поэтому если видим незаслуженное, на наш взгляд, злословие в свой адрес, лучше вздохнуть и сказать: «Господи, достойно по грехам моим приемлю». Это первое. А второе – нужно помолиться за злословящего. Реально помогает, много раз с этим сталкивался. Ведь это, по сути, исполнение слов Господа, Который заповедовал: благословляйте проклинающих вас.
Если будем поступать именно так, если не будем пыхтеть, строить планы отмщения и готовить ответный удар, а просто от всей души помолимся за человека, это подействует. Господь Своей благодатью и нас умирит, и обидчика – потому что поступаем по-Евангельски. Ведь всё-таки Господь попускает нам попадать в какие-то неприятные ситуации для того, чтобы мы совершенствовались, чтобы из каждой ситуации, из каждого искушения выходили победителем – не отстоявшим свою правоту, а последовавшим подвигу мучеников, которые до смерти исповедовали свою верность Христу.
Хоть это и нескромно – сравнивать себя с мучениками, но каждый наш евангельский ответ на искушение является победой. А Господь победителя всегда увенчивает – в данном случае миром с теми людьми, которые, возможно, обозлились без всякой причины.
Также очень полезно бывает при встрече всячески высказывать благорасположение к тому человеку, который нас злословит и делает гадости. Яркий пример – преподобный Серафим Саровский, вышедший навстречу пришедшим его грабить разбойникам. Будучи физически сильным, он не стал сопротивляться и простил их, избивших его чуть ли не до смерти.
– Можно ли, примирившись, всё же прекратить общение, если оно совсем стало в тягость?
– Как и в предыдущих случаях, нужно смотреть на контекст ситуации.
Насколько важно наше общение для этого человека? Если у ближнего скорби, болезни, если это лежачий больной, а мы для него чуть ли не единственная отдушина, как бы неприятен он ни был, нужно потерпеть. Как сказано, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В данном случае исполнением закона Христова является несение немощи этого нашего ближнего. Как ему помочь? Выслушать, поговорить, отнестись насколько можно с терпением и любовью.
Если прекращение общения никак человека не травмирует, а для нас общение неприятно, неполезно или тяжко, тогда, возможно, лучше уклониться. Не декларировать вслух: «Я тебе прощаю, но вот общаться с тобой не буду», просто постараться реже пересекаться.
– Напоследок такой вопрос. Как вы думаете, почему нам легко примириться с теми, кого мы очень любим – детьми, родителями, с близкими друзьями, а по отношению к чужим людям механизм прощения включается очень сложно?
– В данном случае, на мой взгляд, имеет место разница мотиваций. Если это наши близкие и родные, зачастую мы легко прощаем, потому что нам с ними жить, их мы видим постоянно, и нам же лучше быть с ними в мире. А с чужими редко видимся, и такая мотивация мириться не срабатывает.
Хотя бывает и наоборот: на ближних человек, как говорится, отрывается, зная, что всё равно они его простят, потерпят, покроют любовью. А посторонним демонстрирует некую демо-версию замечательного, доброго, милого себя. По своей гордыне и тщеславию, чтобы показаться не таким, как есть, человек сдерживает себя в каких-то проявлениях. Это как раз тот случай, который описывает Иоанн Лествичник: бес беса гонит – демон тщеславия гонит демона немирности.
– Где искать силы для примирения?
– Только у Господа. Наше сердце грешное, лукавое, слабое и немощное, оно очень эгоистично, хочет, чтобы нам было только хорошо. Но для того и дано нам мышление, дан разум, чтобы мы могли его применять, чтобы у нас действительно был ум Христов. Ум Христов мыслит в контексте Евангелия. Если будем его включать, в ненужных вещах тормозить, а благие чувства и состояния ускорять, поддерживать и культивировать, думаю, недалеки мы будем от спасения.