Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Интервью настоятеля нашего храма о. Григория для российской православной газеты «Вечный зов»
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Интервью настоятеля нашего храма о. Григория для российской православной газеты «Вечный зов»

Иерей Григорий Григорьев: «Мы можем стать глиной в Божьих руках!»

ИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ — человек, наделённый многими обязанностями. Он заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, член коллегии синодального отдела по социальному служению и благотворительности, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, декан факультета и заведующий кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. И, наконец, он — настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии, храма, построенного под его руководством. В прошлом он заслуженный подводник России, участник многих дальних походов и ликвидации трёх аварийных ситуаций на подводных лодках. Мы встретились с отцом Григорием после одной из служб, чтобы узнать, как он живёт сегодня, и получить ответ на некоторые интересующие нас вопросы.

Зачем нужны духовники

ХРАМ, построенный отцом Григорием
ХРАМ, построенный отцом Григорием

— Отец Григорий, многие люди сегодня страдают от того, что, даже посещая церковь, не могут решить своих проблем и потому ищут священников, которые могли бы стать их духовниками. В вашем представлении, каким должен быть духовник?

— В первую очередь, духовник — это пастырь добрый. Думаю, что сегодня такой духовный руководитель более подходит для монашествующих. Когда человек решил многие свои проблемы, остаётся главная — вручение своей воли в руки Божии. Для этого необходим духовный руководитель, посредством которого человек смиряет свою волю, предает её в руки своего наставника. Здесь следует беспрекословно выполнять любое его послушание, например, «сажать морковку корнями вверх». В обычной приходской жизни человеку приходится многое решать самому. В первую очередь здесь нужен обычный исповедующий и окормляющий священник, который может благословить или не благословить человека. А человек не всегда желает исповедоваться у обычного приходского священника. В поисках своего «старца» он начинает обращаться к разным «духоносным» батюшкам, которые дают ему разные, порой противоположные советы. Нередко при этом человек всё более запутывается в вопросах духовной жизни. Это, как если бы больной лечился у разных врачей. Последнее скорее усугубит болезнь, чем поможет её преодолеть. Тому, кто ищет «духоносных» старцев, следует помнить, что старцы лежат в гробах.

— Я знаю людей, которые называют себя духовниками и при этом доминируют над волей и сознанием своих духовных чад.

— Пастырь добрый никогда не превозносится над своими духовными чадами, он им служит в духе любви. Почему из современной духовной жизни старцы уходят как явление — потому что они не востребованы современным своеволием и непослушанием. Если ты едешь к старцу и берёшь благословение, то ты должен его исполнить буквально, даже если оно тебе не по душе, и перестать искать благословения в других местах. К старцам сегодня ездят, как на экскурсию. К одному старцу съездил, к другому, к третьему — и что? Их никто не слушает. В конечном счёте всё делается по-своему. Значит, их духовные советы, по сути, становятся невостребованными. И потому они из-за своей невостребованности постепенно уходят из земной суетной жизни. А так как потребность в старцах остаётся больше в умах, чем в сердцах, то появляются неостарцы или младостарцы — это особая каста псевдодуховных лиц.

— Какие черты таких людей вы могли бы отметить?

— Отсутствие любви. Любой грех — это талант без духа любви. Правда без любви — это клевета, как сказал Василий Великий. Фактически прелесть — это ложная «благодать» без духа любви. Воистину всяк человек есть ложь, и нельзя очаровываться в священнике. Приходить надо не к священнику, а ко Христу. Искать надо не старца, а Бога. Это большое горе и большая беда, когда где-то появляются «духоносные» батюшки.

Каждый в храме должен получить утешение!

 

С ВЛАДЫКОЙ Игнатием
С ВЛАДЫКОЙ Игнатием

— Я обратил внимание, что после службы вы уходите из храма последним. Всех, кто приходит к вам за благословением или просто хочет поделиться своими проблемами, вы выслушиваете, хотя часто это занимает много времени. Почему вы избрали такой стиль служения?

— Да, так бывает, что я ухожу последним, но не всегда. Иногда я спешу по неотложным делам и не могу «сойти с корабля» последним. Дело в том, что при моей немалой загруженности всё-таки у людей есть потребность пообщаться лично. Я думаю, что надо им давать эту возможность, хотя бы иногда. Поэтому я людей принимаю в субботу после вечерней службы, остаюсь на исповедь столько, сколько нужно, и стараюсь общаться с людьми после воскресной службы. Для меня важно, чтобы каждый человек, пришедший в храм, получил утешение, чтобы никто не ушёл обиженным.

— То есть ваша задача — утешить человека, ободрить, поддержать?

— Это вообще главная задача Церкви. Если кто-то, придя в храм, не получит утешения, может повредиться его вера, он может отчаяться и уйти из церкви. Апостолы были очень хорошими рыбаками. Но однажды Господь им сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков». Если мы последователи Апостолов, то должны максимально широко раскидывать Божий невод.

— А как быть прихожанам, у которых нет возможности посоветоваться, обратиться к батюшке за помощью, в силу того, что сразу после службы все люди, в том числе священники, быстро разбегаются?

— Искать батюшку, который уделит им время. Ведь говорится: «Иереев почитай, а духовника имей одного». Я изменил бы эту фразу и сказал так: «Иереев почитай, а священника окормляющего имей одного». То есть причащайся в любом храме, но периодически советуйся с тем батюшкой, к которому лежит твоё сердце, у которого есть достаточный жизненный опыт. И вовсе не обязательно называть своего батюшку духовником.

— На ваш взгляд, почему всё-таки эта проблема существует? Ведь не секрет, что недостаточно сегодня в церквях священников, осуществляющих душепопечение, тех, которые могли бы дать хороший совет, поддержать человека. Это связано с плохой подготовкой священников? Или это такое время наступило?

ТАИНСТВО Евхаристии
ТАИНСТВО Евхаристии


— Скорее речь идет об оскудении духа любви. Святые отцы говорили, что наступит такое время, когда груз грехов будет очень давить на человека, но если он сохранит в себе лучшие свойства, то он в Царствии Небесном получит больше, чем самые выдающиеся подвижники, жившие в благодатные времена. Главная духовная задача современного человека — не стать абсолютной сволочью. Конечно, и образование священников имеет огромное значение. Сегодня священноначалие в епархиях требует от священников обязательного окончания духовной семинарии. Но даже при наличии самого лучшего духовного образования, если духа любви нет, то получается псевдоцерковь. Потому люди и страдают сегодня от духовного одиночества.

— А как вы считаете, можно любви научить человека? И как вы относитесь к организации курсов, посвящённых решению этой проблемы, где священников, особенно молодых, учили бы душепопечительству и работе с прихожанами?

— Дар исцеления — это дар сострадания. Несомненно, с этим свойством человек рождается, оно может развиваться или не развиваться. Однако такие курсы, во-первых, могут проявить этот дар. Во-вторых, человек, занимающийся душепопечением, начнёт просить Бога о том, чтобы Господь дал ему такой дар! И если искренне просить, тогда Господь, всевидящий и любящий, может отворить эти двери. Поэтому, конечно, такие курсы необходимы. Важно, конечно, кто будет преподавать, какая будет программа. Курсы надо создавать, надо пробовать — дорогу осилит идущий. Я крайне положительно к этому отношусь.

«И каждый получает пирожок…»

 

ОБЩЕНИЕ с прихожанкой после богослужения
ОБЩЕНИЕ с прихожанкой после богослужения


— Расскажите о вашем приходе и о вашем главном служении сейчас.

— Моё главное служение — работа с прихожанами моего храма, в том числе со многими зависимыми: от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, от чревоугодия и других пороков. Другое служение — это преподавательская образовательная работа. Я являюсь деканом и заведущим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии, преподавателем Санкт-Петербургской православной духовной академии, а также профессором кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

— Вы также регулярно выступаете на телеканале «Союз»...

— Передачу «Точки опоры» я веду с октября прошлого года, каждую пятницу. «Беседы с батюшкой» провожу периодически. Задача этих передач — помочь человеку обрести точку опоры, веру в себя, найти духовное утешение.

— А у этих передач есть обратная связь?

— Да, есть. Но эту связь следует развивать ещё больше. Думаю, что пришло время делать передачи по вопросам телезрителей. Хотя и сегодня уже есть группа в Контакте на канале «Союз», и там немало вопросов и отзывов. Есть также обратная связь на передаче «Беседы с батюшкой», куда люди звонят, пишут письма, приходят в наш храм. Я был недавно в паломничестве на Святой земле, и немало людей подходило ко мне и благодарило за эти передачи. Я, честно говоря, был даже удивлён этому. Я и не представлял, что канал «Союз» настолько популярен, и его смотрит так много людей.

— Возвращаясь к приходу. Я знаю, у вас после богослужения совершают трапезу...

— У нас после Божественной Литургии накрываются столы, и весь храм идёт на трапезу. Там каждый получает сладкий пирожок, особенно их любят дети. Почему дети идут в храм с радостью? Они знают, что там очень хорошо, а после службы дадут сладкий пирожок. Так вот, каждый человек, идущий ко Христу, неважно через кого — через священника или через других людей, должен обязательно получить помощь, то есть такой вот «сладкий пирожок».

— У вас в приходе все получают духовные «сладкие пирожки»?

— Мы очень стараемся, чтобы это было именно так. И очень огорчаемся, когда пирожков не хватает.

— Какое у вас видение прихода? Какие задачи вы перед собой ставите?

— Социальное служение, работа с молодёжью, пропаганда христианства своей жизнью. Самые красивые, самые счастливые, самые успешные должны быть православные. У нас правящий архиерей владыка Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, в этом отношении всячески поддерживает социальное служение и работу с молодёжью. Мы очень любим своего владыку. Он возглавляет синодальный отдел РПЦ по делам молодёжи и понимает, что главная задача Церкви — приводить людей ко Христу, как можно больше людей причащать, как можно больше им служить. Очень важно, чтобы человек, приходя в храм, на пороге не встретил «злую бабку», которая его отчихвостит как следует.

— У вас этого нет?

— У нас этого пока нет, но я не говорю, что мы гарантированы от того, что она заведётся. Мы отслеживаем «злых бабушек» и стараемся их как-то нейтрализовывать, обращать их в добрых. Как только бабушка начинает злиться, мы ей приносим сладкий пирожок и превращаем в добрую.

— Я понял: вы всех стараетесь приводить ко Христу?

— Мы очень стараемся, чтобы было именно так, и очень огорчаемся, когда это не получается.

— Я заметил, что у вас увеличилось число клира, и это люди из среды прихожан.

— Мы стараемся, чтобы это было именно так. У нас в юкковском храме — замечательные батюшки. Отец Павел Радин — талантливый музыкант, звонарь. Я считаю, он один из лучших специалистов по колоколам в России. Отец Михаил — богослов, подлинный евангельский Нафанаил, в котором нет лукавства. Мы очень любим и отца Игоря Лысенко. Он философ, историк, богослов, к тому же имеет немалый опыт социального служения. Все мы — преподаватели духовной академии. Мы любим и дополняем друг друга.

Богородица указала, где нужно строить храм

 

С МАТУШКОЙ Еленой
С МАТУШКОЙ Еленой

— Вы рассказывали о чудесах, связанных с Божией Матерью. Поделитесь с читателем, пожалуйста!

— Я об этом совсем недавно узнал — у нас есть один прихожанин, зовут его Сергей Захаров, он живёт неподалеку от храма. 6 июля 1998 года, в день Владимирской иконы Божией Матери, рано утром он проснулся от яркого солнечного света. Дом у него на горе стоит. Когда он подошёл к окну, то увидел в месте, где восходит солнце, яркое свечение. Из этого огня вышла Царица Небесная. Она дошла до того места, где стоит храм, протянула руки, и из Её рук опустился покров. Под Её покровом загорелся огонь, и поднялся пятикупольный храм из красного кирпича — в том виде, как он стоит сейчас. Это было за 11 лет до начала строительства этого храма. Я узнал об этом несколько месяцев назад. Я спросил Сергея, почему он об этом никому не рассказывал. Он ответил, что стал рассказывать, а ему сказали, что отдохнуть надо, что он переутомился. Многие сомневаются в его рассказе. Но я лично ему поверил, потому что видел его состояние во время рассказа. Надеюсь, в память об этом событии со временем мы поставим часовню в честь Владимирской иконы Божией Матери.

— То есть к нему отнеслись как к человеку не совсем здоровому?

— Я как священник и как психиатр могу сказать, что, когда он это всё рассказывает, видно, что он говорит правду. Потому что у него возникает такое эмоциональное напряжение и такая благодать, что он даже плачет. Видно, что человек пережил потрясение невероятной силы, которое не ослабевает даже через многие годы. Он был нецерковным человеком, а теперь воцерковился. После этого он стал ходить на богослужения, причащаться, оказывать помощь в храмостроительстве. Когда я рассказал об этом владыке Игнатию, он благословил сделать сюжет об этом явлении на телеканале «Союз».

— А почему Богородица явилась именно здесь?

— Никому не ведомы пути Царицы Небесной. Здесь Она появилась, возможно, потому, что Юккам уже 500 лет, и тут никогда не было храма. Она указала точное место строительства храма. Это место значительно выше уровня города, 120 метров над уровнем моря. Другое знаменательное событие — появление в Юкковском храме святых мощей. У меня есть друг и ученик по духовной академии, священник Илья Лаврентьев, он специалист по церковным святыням. Он учился в Италии и в Санкт-Петербургской православной духовной академии. Он знает многие мощехранилища в мире, и по благословению нашего владыки Игнатия сформировал для нашего храма мощевик из 18 частиц мощей. У нас есть мощи Иоанна Крестителя, священномученика Киприана, мученицы Иустины и частица Животворящего Креста, мощи Апостолов Петра и Павла, Иосифа Аримафейского, Симеона Богоприимца, мощи Лазаря Четверодневного и Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя, царицы Елены, мученицы Екатерины, Андрея Критского… Удивительно, конечно! Господь любит наш храм, укрепляет нас. Я считаю, что мощи — это сердце храма. Мощи — как атомный реактор в корабле. Храм до появления в нём мощей, образно говоря, был дизельной подводной лодкой, а стал атомным кораблём таким мощным с этими мощами. Люди, конечно, очень этим дорожат, очень ценят подобную Божию милость, а наш владыка Игнатий благословил приносить наш мощевик в другие храмы Выборгской епархии в дни престольных праздников.

Дух любви в Церкви — главное!

 

ВОИСТИНУ воскресе!
ВОИСТИНУ воскресе!


— Как часто у вас проводятся службы?

— Каждый день. Мы же построили храм. Что же он будет стоять закрытым? Это должно работать всё время, постоянно, поэтому каждый день служится Божественная Литургия. А в большие праздничные дни — две Литургии мы служим, на двух престолах.

— Скажите, почему всё-таки так мало радости в современной Церкви?

— Потому что нередко у нас воцерковление происходит через обряды, правила, и когда воцерковляются люди, у них складывается впечатление, что обряды — это и есть самое главное. Таким образом, формируется обрядоверие, а православие — это в первую очередь вера любви. Здесь можно провести аналогию с рыбалкой. Есть такие рыбаки, которые поехали первый раз на рыбалку и наловили много рыбы. И они потом всю жизнь будут искать благодатные клёвные места. А есть такие рыбаки, которые долго готовились, покупали дорогие рыбные снасти — и ничего не поймали. У них может сложиться впечатление, что в рыбалке самое главное — это инвентарь рыбака. Я как старый рыбак знаю, что клёв не всегда зависит от качества снастей. Иногда чем хуже снасти, тем лучше клёв.

— Что для вас в духовной жизни эти снасти?

— Я входил в Церковь через дух любви приснопамятного протоиерея Василия Лесняка. С тех пор святую соборную и апостольскую Церковь я воспринимаю как Церковь любви. А кто вошёл в церковную ограду через выполнение правил, обрядов и ритуалов, тот так и будет думать, что обрядоверие — это самое главное. Конечно, правила, обряды и ритуалы имеют важнейшее значение в жизни Церкви, но главное всё же — дух любви. Поэтому, получается, есть два православия: православие духовное и православие ритуальное, обрядовое. Первое — светлое и радостное, второе — серое и унылое. Получается во втором случае, что умножающий знание умножает печаль, а в великой мудрости много скорби. И, в конечном счёте, правда без любви нередко превращается в клевету на Бога.

— Какие у вас планы на будущее?

— Достроить храм, приходской комплекс, школу, организовать систему подготовки кадров: психологов, священников на базе учебных заведений, где я преподаю, если Богу будет угодно, написание богословских и художественных книг.

— Самое главное, что у вас есть единомышленники, и священноначалие вас поддерживает.

— Наш владыка Игнатий — человек жизненно активный. Я стараюсь брать с него пример. И хоть моя жизненная нагрузка велика, у владыки Игнатия она ещё больше. Он является правящим архиереем Выборгской епархии, благочинным западного викариатства Москвы, председателем синодального отдела по делам молодежи РПЦ. И при этом он всегда выдержанный и доброжелательный. Он утром в Санкт-Петербурге, вечером в Москве, назавтра в другой стране. В этом смысле он нам всем подаёт пример активного социального служения. Владыка ценит тех людей, которые работают не покладая рук, а не сидят и жалуются на свою жизнь. Под лежачий камень вода не течёт. Поэтому я счастлив, что приходится служить под его духовным окормлением. Я бы так сказал: «Я счастлив быть командиром одного из кораблей возглавляемой им эскадры в составе Русской Православной Церкви».

— Спасибо большое, отец Григорий, скажите, пожалуйста, несколько слов пожеланий нашим читателям.

— Спаситель сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного, всё остальное приложится вам». Я всем желаю с Божией помощью обрести благодатный дух любви, и тогда все ваши грехи превратятся в таланты, а «иго ваше станет благом».

— Спасибо, а мы желаем, чтобы все ваши начинания, все ваши добрые планы исполнились.

— Я буду очень стараться. Вся надежда на Бога. Вся надежда на Таинства, на причастие, на Божию помощь.

Пока мы не почувствуем своей немощи, сила Божия в нас не совершится. Кто такой человек? Я вспоминаю Лазаря Четверодневного, который после воскресенья прожил 30 лет и был епископом на Кипре в г. Ларнаке. Он никогда не смеялся, потому что 4 дня после своей смерти находился в аду, так как Христос ещё не воскрес из мертвых и не отворил для людей врата Царствия Небесного. В своей последующей за воскресением жизни святой Лазарь засмеялся один только раз, когда увидел человека, который украл глиняный кувшин у своего соседа и убегал. Показав на него рукой, св. Лазарь сказал: «Смотрите, глина украла глину». Его это развеселило. Мы же все — глина. И хорошо бы оказаться глиной в руках Божиих, в которых нет праха и тлена, а жизнь бесконечная. И если, став Божией глиной, мы захотим похвалиться, то похвалимся лишь немощами и скорбями.

— Бывает, что глине тяжело, когда её чьи-то руки мнут.

— Да, но когда мнут Божии руки — это очень, очень радостно. Глину всё равно будут лепить, но важно, чтобы это были Божии руки.

— И чтобы сосуд был наполнен чем-то хорошим.

— Да, чтобы сосуд был создан для почётного употребления, а не для низкого.

— Чтобы Бог там хранил Свои сокровища.

— Да, да, а не отходы производства!

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора и из архива иерея Григория Григорьева

06.07.2014