НОВОСТИ
28 мая 2023 г.
Приглашаем на концерт Ирины Скорик «Песни русской души», который состоится в нижнем храме 28 мая 2023 г. после поздней Божественной литургии и чаепития, начало в 13.00
18 мая 2023 г.
Служение молебна с акафистом у иконы Божией Матери переносится с 17 часов на 9.30, после Божественной Литургии 18 мая 2023 г.
17 мая 2023 г.
17 мая 2023 года состоится поездка сестричества храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках во главе с настоятелем протоиереем Григорием Григорьевым в клинику травматологии и ортопедии ВМедА им. Кирова.
14 мая 2023 г.
14 мая 2023 г. приглашаем вас на музыкальный концерт детского хора нашего прихода «Наша Пасха», после поздней Божественной литургии, крестного хода и чаепития. Начало в 13.00
30 апреля 2023 г.
30 апреля 2023 г. после поздней Божественной литургии, крестного хода и чаепития в нашем храме состоится Пасхальный музыкальный концерт.
|
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки» Пушкинские уроки. Урок № 6
Урок № 6О пророческой сути поэзии А.С. ПушкинаСтихотворение «Пророк» (1826)Одическая церковнославянская звучность стихотворения «Пророк» вырывает нас из привычного житейского мира, внедряя в мир, который нам не дано ни видеть, ни слышать. Духовной жаждою томим Притча о шестикрылом серафиме так и остается для нас притчей – сказкой, обложкой, скрывающей за собой тему мира и мироздания. Что же нам мешает в полную меру осмыслить это стихотворение? Думается, что причиной этого является наше маловерие или безверие и, как следствие этого, – непонимание истинной картины мира. По словам американского писателя Уильяма Фолкнера, истина – это длинная чистая, сверкающая полоса, по одну сторону которой – черное (зло), по другую – белое (добро). В наше время истина стала углом – точкой зрения, которая зависит от того, на какой позиции находишься ты. Угол зрения искажает истину. Попробуйте задать человеку, далекому от Бога, вопрос о том, как он понимает слово «пророк». И последует ответ: «Пророк – это прорицатель, предсказатель будущего». И сразу же истина искажена. Библейский пророк – это тот, кто слышит голос Бога: он лишен своей воли, он возвещает людям волю Божию, когда Господь хочет людям помочь. Пророк Елисей в Книге Царств обращается к еврейскому народу со словами: «Так говорит Господь!» Пророком можно стать только по воле Творца. В стихотворении о похождении пророка мы видим три смысловых пласта. Физическое преображение поэта в пророка – это первый смысловой пласт стихотворения. И, конечно же, сразу напрашивается сравнение с «Гаврилиадой» − поэмой, в которой Пушкин утверждал силу человеческой плоти. В стихотворении «Пророк» мы видим, как человеческая плоть подвергается уничтожению. Чтобы стать пророком, надо не просто преобразиться, а надо умереть и вновь воскреснуть по воле Божьей, для того чтобы нести людям Божью волю. Но для этого необходимо одно условие – духовная жажда, стремление души человеческой к Богу! Чего же ждет Господь от человека? Об этом нам говорит второй смысловой пласт стихотворения, более глубокий. В стихотворении воссоздана вертикальная картина мироздания, мистически открывающая поэту все разом – от мира горнего до мира дольнего: И внял я неба содроганье, Господь призывает поэта открыть людям эту вертикальную картину мироздания, переводя их с горизонтов человеческих земных услад на вертикаль духовного преображения, в процессе которого человек познает Божественную истину Веры, Доверия и Любви. Это третий смысловой пласт стихотворения. Таким образом в центре стихотворения сфера жизни человеческой, сакральный смысл которой − нравственное пробуждение человека. Человек поставлен в центре мироздания, и это к нему обращен глас Божий: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Закон Божий был дан Моисею на горе Синай в виде десяти заповедей Нового Завета. Смысл человеческого существования – записать эти заповеди на скрижалях собственного сердца. Поэт-пророк призван помочь в этом Богу и человеку. Весь мир устремлен к человеку и его нравственному преображению – это и есть тайна, которую услышал и постиг поэт и о которой ему велено говорить людям. Что же послужило поводом к рождению этого стихотворения? Вот как об этом рассказал сам поэт в беседе с О. А. Смирновой: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы – чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу… Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение (цит. по книге митрополита Анастасия «Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви», 2-е изд., стр. 17). В заключение хочется привести замечательные слова об А.С. Пушкине и пророческой сути его творчества: «Величайший русский национальный поэт, бывший, по общему признанию, умнейшим человеком своего времени, покидает тот ложный путь, по которому в течение ста двадцати пяти лет шло русское образованное общество со времени, произведенной Петром I революции… В Пушкине во всей широте раскрылось снова все богатство русского духа, воспитанного в продолжении веков Православием» (Башилов В. Пушкин и масонство, цитируется по книге «А.С. Пушкин: путь к православию»). И в дальнейшем творчество поэта станет четко на пути проповеди Евангельских истин. Оценивая книгу Сильвио Пеллико «Об обязанностях человека», А.С. Пушкин напишет о силе и неувядающей красоте Евангелия – этой Вечной Книги, в которой Господь беседует с человеком, и «если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (цитируется по книге митрополита Анастасия, стр. 37). |