Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Пушкинские уроки. Урок № 4
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Пушкинские уроки. Урок № 4

Урок № 4

«И плачет ангел там, где сатана смеется»
                                                                   (Лермонтов)

 

   Жизнь то и дело раздваивалась. Ощущение того, что он живет не своей жизнью приводило к раздумьям: почему так? Поэт ищет ответ на этот вопрос. Так родилось стихотворение «Демон» (1823). Стихотворение, которое потрясло В.А. Жуковского, внимательно следившего за судьбой юного Пушкина. «К черту черта, − писал Жуковский поэту, − Твой удел – небо!»

 

    * * *

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —


Когда возвышенные чувства:
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,


Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.


Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.


Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;


Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

 

   Почти одновременно с этим стихотворением было написано другое, в котором мысль о демоне изложена проще и откровеннее:

       * * *

Moe беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.


Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.


Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?

…И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких…
…Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.


Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

   Демон убивает в человеке любовь к людям, пробуждая жестокую ненависть к ним. Путь с ним – это путь смерти. Но поэт любит жизнь:

Мечты поэзии прелестной,
Благословенные мечты.
                       «Таврида» (1822)

 И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
                     «Надеждой сладостно младенчески дыша» (1823)

 В этом же стихотворении мы видим, что поэт знает о том, что есть

…страна свободы, наслаждений,
…где смерти нет, где не предрассуждений.
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…

   Но ему не хватает той веры, о необходимости которой он утверждал когда-то в стихотворении «Безверие». Его теоретические постулаты и подтверждает, и опровергает его же жизнь. Двадцатилетний поэт подводит итог своей двадцатилетней жизни.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
                      «Я пережил свои желанья» (1821)

   Поэт одинок, когда в душе нет Бога, и это одиночество сближает его с Фаустом Гете. В 1825 году он пишет стихотворение «Сцена из Фауста».

   Берег моря. Фауст и Мефистофель.

 

И.К. Айвазовский «Пушкин на берегу Черного моря», 1887 г.

 

 

 И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия»), 1887.

                Ф а у с т

        Мне скучно, бес.

        М е ф и с т о ф е л ь

                        Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Желал ты славы – и добился,
Хотел влюбиться – и влюбился,
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

              Ф а у с т
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

        М е ф и с т о ф е л ь
Изволь. Задай лишь мне задачу…

              Ф а у с т
Что там белеет? Говори.

       М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

                Ф а у с т
Всё утопить.

 

   Этот диалог убедительно демонстрирует и нам, и поэту, какие разрушения несут людям силы ада. Они разрушают душу человека и убивают все живое на земле. Соблазны мира не дают счастья человеку. Философия Мефистофеля – это философия смерти: человек теряет веру и любовь, перестает ценить жизнь и человека. И жизнь теряет смысл.