Урок № 4
«И плачет ангел там, где сатана смеется»
(Лермонтов)
Жизнь то и дело раздваивалась. Ощущение того, что он живет не своей жизнью приводило к раздумьям: почему так? Поэт ищет ответ на этот вопрос. Так родилось стихотворение «Демон» (1823). Стихотворение, которое потрясло В.А. Жуковского, внимательно следившего за судьбой юного Пушкина. «К черту черта, − писал Жуковский поэту, − Твой удел – небо!»
* * *
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства:
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Почти одновременно с этим стихотворением было написано другое, в котором мысль о демоне изложена проще и откровеннее:
* * *
Moe беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
…И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких…
…Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Демон убивает в человеке любовь к людям, пробуждая жестокую ненависть к ним. Путь с ним – это путь смерти. Но поэт любит жизнь:
Мечты поэзии прелестной,
Благословенные мечты.
«Таврида» (1822)
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
«Надеждой сладостно младенчески дыша» (1823)
В этом же стихотворении мы видим, что поэт знает о том, что есть
…страна свободы, наслаждений,
…где смерти нет, где не предрассуждений.
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…
Но ему не хватает той веры, о необходимости которой он утверждал когда-то в стихотворении «Безверие». Его теоретические постулаты и подтверждает, и опровергает его же жизнь. Двадцатилетний поэт подводит итог своей двадцатилетней жизни.
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
«Я пережил свои желанья» (1821)
Поэт одинок, когда в душе нет Бога, и это одиночество сближает его с Фаустом Гете. В 1825 году он пишет стихотворение «Сцена из Фауста».
Берег моря. Фауст и Мефистофель.
И.К. Айвазовский «Пушкин на берегу Черного моря», 1887 г.
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия»), 1887.
Ф а у с т
Мне скучно, бес.
М е ф и с т о ф е л ь
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.
Желал ты славы – и добился,
Хотел влюбиться – и влюбился,
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?
Ф а у с т
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!
М е ф и с т о ф е л ь
Изволь. Задай лишь мне задачу…
Ф а у с т
Что там белеет? Говори.
М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.
Ф а у с т
Всё утопить.
Этот диалог убедительно демонстрирует и нам, и поэту, какие разрушения несут людям силы ада. Они разрушают душу человека и убивают все живое на земле. Соблазны мира не дают счастья человеку. Философия Мефистофеля – это философия смерти: человек теряет веру и любовь, перестает ценить жизнь и человека. И жизнь теряет смысл.