Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Встреча протоиерея Григория Григорьева с московскими коллегами 9 апреля 2019 г.
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Встреча протоиерея Григория Григорьева с московскими коллегами 9 апреля 2019 г.

Иеромонах Моисей (Дроздов), к. м. н., руководитель Центра монастырской медицины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:

− Дорогие братья и сестры, рады приветствовать вас, в очередной раз воспользовавшись гостеприимством и мудрыми советами дорогого пастыря отца Григория Григорьева, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках. Сегодня, на пятой неделе поста, хочется поговорить о зависимостях, о том, как пост помогает преодолевать зависимости и что делать, если человек все же пал, не выдержав напряжения, как ему восстать и как ему могут помочь ближние?

Прот. Григорий Григорьев, д. м. н., настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− Все-таки пост − это в первую очередь пост от греха, для того чтобы увидеть прежде всего свои немощи. Если мы воздерживаемся от греха, у нас есть возможность выполнить то, о чем сказано в золотой молитве поста − молитве Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». То есть пост − это время, когда мы пытаемся жить по законам любви, когда хотим возлюбить себя, ближнего и Бога, и для этого стараемся жить по заповедям Божьим. Та пищевая часть поста, которая хорошо всем известна − и многие считают пост именно воздержанием от скоромного − имеет в этом смысле вспомогательное значение. Она важная, полезная, но вспомогательная, а главное, воздержание от греха и преумножение в себе духа любви. В этом состоит генеральная задача Великого поста. Но многие люди воспринимают духовный пост как время особых искушений: ну, раз пришел пост, значит начнутся искушения. В идеале пост должен быть временем райской жизни. Искушения в посту − это прежде всего встреча с самим собой. То есть мы входим в пост, просим Бога о том, чтобы увидеть свои согрешения, встречаемся с ними, и эта встреча с собой представляется нам как некие искушения. Несомненно, пост − это время, когда мы можем избавиться от них.

В посту надо чаще причащаться. В субботу служится Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье − Литургия святителя Василия Великого. Если в посту достаточно причащаться раз в неделю, то незачем появляться по средам и пятницам дополнительной Литургии святителя Григория Двоеслова. То есть для того, чтобы находиться максимально в духе любви, надо причащаться чаще раза в неделю. Если вне поста четвертая Божия заповедь Моисеева «Шесть дней работай, седьмой отдай Богу» для нас состоит в том, чтобы стараться причащаться раз в неделю, то в Великом посту этого недостаточно. Само появление Литургии Преждеосвященных Даров говорит о том, что недостаточно причащаться раз в неделю. Если мы хотим преумножить в себе дух любви, хотим избавиться от того, что мы узрели в себе, если хотим, чтобы встреча с самими собой была не искушением, а благодарением Бога, надо чаще причащаться. Этим я как бы отвечаю на вопрос, что делать, когда у человека появляются грехи.

Конечно, пост − время духовной бдительности, и то, что мы называем искушением, − ви̒дение грехов, усиливается, обостряется. И Новый, Небывалый, Завет проявляется в том, что в посту мы стараемся причащаться как можно чаще. Вот это является отличием поста, а в общем-то, пост должен быть временем величайшей радости. Пост − это время воздержания от греха, время жизни как у Христа за пазухой, это время, когда мы живем на этой земле как в Царствии Божием, для того чтобы в вечности оказаться в Царствии Небесном.

Иеромон. Моисей (Дроздов):

− Сегодня мы были у св. прав. Иоанна Кронштадтского, в монастыре на Карповке в Петербурге, побывали на утреннем богослужении и приобрели книжку, которая называется «Пост со святым праведным Иоанном Кронштадтским». Сейчас идет пятая неделя Великого поста, и святой Иоанн Кронштадтский говорит о цельбоносности поста, о том, что он является временем испытания, но и временем получения особой помощи Божией: «Он доселе очищает, возрождает и обновляет нас в святом крещении; освящает и утверждаете благодатью Святого Духа в миропомазании; священнодействует в литургии, как вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову, и преподает пречистое тело и кровь Свою под образом хлеба и вина; в покаянии — Сам внимает нашему покаянию и разрешает грехи искренне кающимся; в священстве, иерархии пли пастырстве, Он Сам просвещает, пасет, руководствует, судит и наказует духовно словесных овец Своих; в браке — благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию детей; в елеосвящении, как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные». И далее говорит, что Он «Сам чудно, действенно, ощутительно служит нашему спасению, производя в нас дивные, божественные силы, разрушающие железные узы и путы греха и смерти духовной, врачуя немощи, искупляя нас всякий день за покаяние и веру от безмерных согрешений, сладостно оживотворяя души, пресыщенные горечью греха».

Ви̒дение своих грехов часто погружает человека в уныние, при этом Господь дает особую надежду получить помощь в этой немощи. Когда случилось падение, человек, конечно, испытывает разочарование, оттого что упал, от своей немощи. Я бы хотел задать вопрос, который иногда задают, о людях, павших в немощи зависимости после того, как они дали обет. Как им не отчаяться, как восстать при своем падении, и что должны делать ближние, для того чтобы поддержать их в этом случае?

Прот. Григорий Григорьев:

− Сейчас идет пятая седмица − это память св. Иоанна Лествичника, память лествицы − восхождения в Царствие Небесное и преодоления грехов. Преодолевая свои грехи, мы поднимаемся все выше и выше. Можно сказать, что чем темнее ночь, тем ярче светят звезды. И как говорил апостол Павел, где преизобилует грех, там преумножается благодать Божия. Собственно говоря, св. прав. Иоанн Кронштадтский подчеркивал тот момент, что Пост − это время особого духовного покаяния. Все православные люди хорошо знают, что покаяние − это метанойя, перемена ума, но при этом под покаянием понимают некое осознание своих грехов. Приход в церковь на таинство Исповеди, произнесение своих грехов перед священником − как правило, на этом все и заканчивается. Более того, люди все больше и больше видят свои немощи, иногда обливаются слезами. Кстати, когда Иоанн Лествичник в своей схиме молился в пещере, то постоянно плакал, поэтому она так и называется − пещера плача. Многие считают, что он сокрушался о своих грехах, грехах братий, о грехах мира, но лично я считают, что он плакал от радости ви̒дения Царствия Небесного, от невозможности оказаться там в данный момент. Вертикаль креста призывала его туда, но горизонталь повелевала остаться там, где он находился в это время, − для близких, для всего мира, всего человечества. Ведь по сути дела метанойя − это не просто ви̒дение своих грехов, а ви̒дение духовных горизонтов, вследствие преодоления грехов. Грехи уходят, и открываются духовные горизонты. Иначе говоря, если после исповеди не открываются новые духовные смыслы, новые духовные горизонты, новые духовные пространства, то это не та метанойя и не та исповедь.

Ви̒дение духовных горизонтов является обязательным в метанойе. У нас нередко происходит лишь частичная метанойя − ви̒дение отчасти своих немощей, но невидение духовных перспектив. Иногда от ви̒дения духовных немощей люди...

Иером. Моисей (Дроздов):

− Унывают.

Прот. Григорий Григорьев:

− Вообще перестают идти духовным путем, говорят: «Я такой грешник, что мне надо пойти и удавиться на осине» и ничего больше не видят. А всё должно быть наоборот. И вот когда наступает такое состояние, люди еще дальше уходят от Бога: они отвергают возможность встречи с Богом в духе любви, радости и метанойи как новых духовных горизонтов. И, уходя от Бога, попадают в пучину греха. Это может быть связано с пьянством, нарушением обетов, зароков, с нарушением обещания родственникам. В этом случае они неизбежно встречаются с духами злобы поднебесной, и тогда вера укрепляется мистически − через встречу со злом. Эта встреча со злом достаточно опасна и непредсказуема по последствиям: она может привести к гибели человека. В данном случае человек приближается к Богу бесовским путем, ведь и бесы веруют и трепещут. Через встречу с духами злобы поднебесной такой человек осознает, что есть Царствие Небесное, и тогда у него появляется возможность, как у блудного сына, − вспомнить, что у него есть любящий Отец, развернуться и двинуться с радостью в другую сторону − побежать навстречу любящему Отцу. И Господь выйдет на встречу с человеком, раскроет ему Свои объятия, обнимет и успокоит. Христос так и сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас и дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас».

Иером. Моисей (Дроздов):

− Все это важно и правильно. Сегодня я прочитал, что известный артист и яркий представитель восточного единоборства Брюс Ли в интервью одному журналисту сказал: «Я не верю в Бога», а потом добавил: «Не верю в то, чтобы Он искал и нашел меня». Это очень важный момент. Мы должны отметить, что не только человек ищет Бога, но и Сам Господь ищет человека, если за Ним идут Его путями, для того чтобы поддержать его в случае падения или вообще не допустить такой возможности. Известный математик Блез Паскаль говорил, что если человек ищет Бога, значит он нашел Его. Когда человек, даже в своем падении, не забывает обратиться к Богу, то, конечно, Господь всегда пойдет ему навстречу, как любящий Отец, как Вы и сказали. Важно об этом помнить.

И, конечно, важно служить ближнему тем даром, которым Господь облагодетельствовал человека. В Слове на пятой неделе Великого поста св. прав. Иоанн Кронштадтский как раз говорит о том, что мы должны это делать: «Он оставил нам образ, пример, чтобы мы служили друг другу с любовью. Он сказал: Кто хочет быть бо̒льшим между вами, да будет вам слугой. Кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом. Так каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами, способностями, силами, своим служебным положением, имуществом, образованием, не себе только угождая».

Мы очень благодарны Вам, отец Григорий, что Вы действительно служите всеми своими талантами, всеми своими возможностями людям, находящимся в падении, и с помощью Божией помогаете им восстать. Как и праведный Иоанн Кронштадтский, который служил и причащался каждый день, Вы много лет каждый день служите и причащаетесь и советуете другим людям воспользоваться этим великим врачеством. Мы Вас благодарим и хотим услышать от Вас некие советы, как людям, находящимся в искушениях, убегать от них, как воспользоваться возможностями восстания в падении. Что бы Вы, как доктор медицины, доктор богословия и человек, имеющий огромный опыт врачевания этих немощей, могли порекомендовать нашим зрителям?

Прот. Григорий Григорьев:

− Возвращаясь к Брюсу Ли, который сказал, что не верит в Бога, то, если Бога нет, в кого Он тогда не верит? То есть сами слова, что он не верит, говорит о том, что есть нечто, во что он не верит.

Иеромон. Моисей (Дроздов):

− Он сказал: «Я не верю, чтобы Бог искал и нашел меня». То есть он верит в Бога, но не верит, что Господь обратит на него внимание.

Прот. Григорий Григорьев:

− Господь дал нам главную заповедь − «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, все остальное приложится вам». Ученики Его были простыми галилейскими рыбаками, и им стало очень интересно: а где конкретно искать этого Царствия? Это какая-то гора или город, может быть, пещера? Может быть, на море Царствие Небесное? А Господь им говорит: «Не приидет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: вот оно здесь или там, ибо Царствие Небесное внутри нас есть». Действительно, Бог повсюду: Он и внутри, и вовне. Он вездесущ. И Бог всегда разговаривает с человеком. Это человек не всегда Его слышит, поскольку очень занят своими проблемами, своими делами, а голос Бога − самый тихий звук во Вселенной. Надо, чтобы появилась некая внутренняя тишина. Чем ближе человек приближается к Богу, тем более это безверие исчезает. Я думаю, что в какое-то мгновение перед смертью все становятся верующими. По крайней мере, мы знаем такую тенденцию, что когда человек попадает под бомбежку, он говорит: Господи, помилуй! На подводной лодке я лично видел, как атеисты в тяжелый момент молились Богу. Поэтому я бы вообще не разделял людей на верующих и неверующих, потому что бывает, что некоторые люди называют себя неверующими, но живут по заповедям Божьим − заповеди Господа как бы написаны в их сердце. Об этом сказал апостол Петр, когда пришел к Симону-кожевнику и к сотнику италийского полка: «Господь указал мне, чтобы я никого не почитал нечистым и неверным. Всякий народ, угождающий Богу, угоден Богу». Но есть и такие люди, которые считают себя верующими, однако Божественных заповедей не соблюдают, и в первую очередь − заповеди любви.

Может ли называть себя верующим человек, который ходит в церковь, и в котором не приумножается дух любви? Я думаю, что он может назвать себя отчасти верующим. Также тот, кто называет себя атеистом, по сути дела является таковым лишь отчасти. Разум человека вырастает сообразно тому, что ему встречается в пути: вот так его научили, такая была традиция, он не встретил никого – и так у него все и получилось. Встреча с Богом неизбежна. Важно, чтобы это произошло при жизни, потому что когда мы умрем, то узнаем наверняка, если ли жизнь после смерти.

Иеромон. Моисей (Дроздов):

− Но это уже будет знание, которое пользы нам не принесет.

Прот. Григорий Григорьев:

− Абсолютно точно. Поэтому я думаю, для того, чтобы не ошибиться, лучше на всякий случай быть верующим. А быть верующим – это значит любить себя, в первую очередь желая себе вечности спасения. Можно проверить, насколько у человека выражена любовь к себе: как ты любишь окружающих, так, по сути дела, ты любишь и себя. Тогда тебе будет легко полюбить Бога, Который дал тебе такую возможность. Это восстановит самое главное − доверие к Богу. А когда восстановится доверие к Богу, то жизнь по заповедям Божьим станет не то что не тяжелой и невозможной, как говорят многие, а неизбежной − человеку станет невыносимо тяжело нарушать Божьи заповеди. Насколько нам их легко нарушать, насколько мы их не соблюдаем, настолько мы не любим Бога, не доверяем Ему. И главная причина этого − обиды на многих людей, которые нас окружают. Эти обиды на людей невольно становятся обидами на Бога. Об этом надо непрестанно помнить, потому что самое главное в духовной жизни − по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Это главное, и почему-то ему уделяется как-то мало внимания. Приход − это единое собрание, единая семья любящих друг друга людей в единстве своей любви к Богу и окружающему миру. Так должно быть.

Поэтому я не стал бы делить людей на верующих и не верующих: все весьма относительно. Если бы люди были верующими, они были бы в любви. Веришь ли ты в то, что бывает день и бывает ночь? Веришь ли в то, что дышишь кислородом? Человек верит в то, что он знает. Бог всегда рядом с нами, но мы не всегда готовы Его встретить, опознать и ответить Ему. Поэтому самое главное, наверное, выполнять то, о чем сказано в эпиграфе к роману «Тихий Дон»: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» − «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Вот это очень важно, потому что когда мы говорим об оскудении духа любви, о необходимости его приумножения, нам надо очень точно выстроить систему целеустановок. Как это достигается? Это достигается только одним путем − Небывалым Заветом, Новым Заветом − заветом таинств, а не заветом правил, не заветом заповедей, не заветом молитв. Хотя все это имеет значение, Новый Завет от любого другого завета отличается прежде всего тем, что это завет таинств, и в первую очередь таинств Святой Исповеди и Святого Причастия, а также, конечно, Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. В Великом посту все эти таинства опять восстанавливаются в нашей жизни, поэтому я бы сказал, что при всех проблемах, трудностях, при всех грехах, при всех искушениях надо как можно чаще причащаться, это является главной, центральной, доминирующей, генеральной задачей Великого поста. И тогда получится то, о чем мы просим Бога: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Иеромон. Моисей (Дроздов):

− Когда мы говорили о вере, я вспомнил мысль одного проповедника о том, что слово «вера» является корнем многих слов, которые характеризуют уровень веры. Первый уровень веры − это уверенность, уверенность в том, что Бог есть. Второй уровень, который тоже имеет корнем слово «вера», − это доверие, когда человек не только понимает, что Бог есть, но понимает и то, что Бог человеколюбив, Он ему помогает. И третий уровень, наверное, самый сложный, − это верность, когда человек верит в Бога, несмотря на то, что, казалось бы, в его жизни случаются какие-то неприятные ситуации, гонения, споры   в частности клевета. Об этом как раз говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем поучении на пятой неделе поста: когда мы верим, то должны приготовиться к искушениям. В частности он говорит: «Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста; чем иногда больше доставленное нами ближним добро, тем часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных нами и крест клеветы».

Наверное, это очень интересная тема, потому что враг нашего спасения очень не любит, когда из его пасти похищают души, которые он уже готов поглотить. Конечно, когда множество людей спасаются из этой пасти, враг нашего спасения воздвигает всяческую клевету, обвинения, которые делают служение ближним очень трудным. В этих ситуациях пастырю надо не унывать, а, взирая на Крест Христов, который говорит о том, что претерпел Сам Господь за грехи человеческие, получать в этом особую силу. Это очень важная тема, о которой мне хотелось Вас спросить, потому что мы занимаемся теми же проблемами и люди в различных обществах борются с этим грехом, часто претерпевая разные сложные ситуации, иногда очень трудные, для того чтобы продолжать это дело служения ближним. Что Вы, как пастырь, который прошел и проходит такие трудности, можете порекомендовать тем людям, которые терпят неблагодарность, клевету и другие сложные обстоятельства в этом плане?

 

Прот. Григорий Григорьев:

− Я думаю, что здесь некое непонимание того, что есть крест Христов и что есть крест человеческий. Господь говорит: Иго Мое благо и бремя Мое легко. Крест Христов − это испытание перед получением благодати. «Царствие Небесное силой берется, и прилагающие усилие восхищают его». Всякий раз, когда проходим некие духовные испытания, мы получаем благодать. И чем выше испытания, тем больше благодать. Благодать всегда идет сторицей. Глубина и тяжесть испытаний зависит от того, сколько мы можем понести, и в первую очередь благодати. Святые отцы радовались искушениям, потому что дальше была благодать, и чем больше искушения, тем больше благодать.  Если искушений не было, значит, уходила великая Божия благодать. Вот это называется крест Христов.

А есть искушения от ви̒дения своих грехов. Собственно говоря, клевета − это особое лекарство, я бы сказал, тест для нас самих на предмет человекоугодия: насколько нам болезненна клевета, настолько для нас значимо мнение о нас других людей. А для ученика Христова мнение других людей должно быть значимо лишь постольку, поскольку может показать какие-то собственные немощи, но не более того. И мы должны понимать, что хорошие люди так или иначе скажут о нас хорошо, плохие − так или иначе плохо, и к этому надо относиться чисто прагматически. Если в клевете есть что-то существенное и действительное, то надо взять это на вооружение и измениться. А на все остальное надо реагировать как на крест Христов и понимать, что за этим придет большая благодать. Ведь действительно всякие трудности наступают перед Пасхой, когда мы получаем максимальную благодать.

Поэтому крест Христов приближает нас к Богу, а крест человеческий уводит нас от Бога. Иначе говоря, крест человеческий − это крест судьбы: посеешь поступок − пожнешь привычку, посеешь привычку − пожнешь характер, посеешь характер − пожнешь судьбу, это слова из романа «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея. Можно сказать, что человек, живущий по своей воле, по своей судьба, совершает своеволие, всегда уходит от Бога, и в этом проявляется крест человеческий. В конце концов он залезает в топкие болота, начинает тонуть и говорит: Бог попустил. А человек сам туда зашел, и у него всегда есть возможность остановиться, сказать: что-то я не то делаю, повернуться на восток и, как блудный сын, вернуться к любящему Отцу. Крест Христов − это всегда движение на восток, к Богу, это подъем на высокую гору, который сам по себе труден, чреват многими испытаниями и искушениями, которому духи злобы поднебесной всячески препятствуют. Господь же сказал нам: Приидите все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, и дал нам алгоритм, силы движения в этом направлении − непрестанное причастие: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Собственно говоря, Причастие − это атомный реактор души человека в дальнем походе на океанских просторах земной жизни.

Иеромон. Моисей (Дроздов):

− Вы говорите как подводник...

Прот. Григорий Григорьев:

− Да, потому что Благовещение, наш любимейший праздник, для меня еще и день памяти погибших подводников. Так или иначе, я бы сказал, что подводники − это люди, близкие к Богу, потому что в какой-то степени находятся между жизнью и смертью, не потому, что там больше риска, а по определению. Само нахождение в подводной лодке создает особое молитвенное состояние. Когда в этот день мы служим Божественную литургию в нашем храме в Юкках, то у нас есть Херувимская песнь о погибших подводниках.

Просто люди должны понять, что крест Христов − это радость, это любовь, это свет, это бесконечное спокойствие. Крест Христов − это когда человека накрывает необыкновенной Божественной тишиной. Когда эта тишина проникает в душу, в тело − во всё, все трудности воспринимаются совершенно по-другому, потому что человек находится в тишине Божественной любви. А когда он находится в огне своих собственных страстей, принимает свой человеческий крест за крест Христов и говорит: Господь меня наказывает, вот Он это попустил, то попустил... Господь вообще всё попустил, когда изначально дал человеку свободу воли. Но не надо свои грехи сравнивать с крестом Христовым. Крест Христов − это подъем на гору Царствия Небесного, если угодно, это орел, в шею которого вцепился ворон, и он начинает подниматься в горные веси. Святых подвижников так и называли − небопарнии орлы. На большой высоте ворон задыхается и падает замертво. Вот и мы не с грехами боремся, а к Богу приближаемся. Любая борьба с грехами приводит нас в болото − за что боролись, на то и напоролись. Мы фиксируемся на грехе, усиливаем его и тонем. А нам надо перестать бороться с грехами, перестать стряхивать с себя впившихся воронов − духов злобы поднебесной. Нам надо подниматься, подобно небопарним орлам − святым отцам в горнии веси. «Святая святым», «Горе имеим сердца» − нам надо идти дорогой святости, дорогой таинства Святого Причастия, вот тогда крест человеческий превратится в крест Христов, и, повторяя за Христом, мы воскликнем: воистину, Господи, каждое слово у Тебя правда: Ибо иго Мое есть благо и бремя Мое есть легко.