Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Пушкинские уроки. Урок № 6
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Пушкинские уроки. Урок № 6

 

Урок № 6

О пророческой сути поэзии А.С. Пушкина

Стихотворение «Пророк» (1826) 

Одическая церковнославянская звучность стихотворения «Пророк» вырывает нас из привычного житейского мира, внедряя в мир, который нам не дано ни видеть, ни слышать.

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Притча о шестикрылом серафиме так и остается для нас притчей – сказкой, обложкой, скрывающей за собой тему мира и мироздания. Что же нам мешает в полную меру осмыслить это стихотворение? Думается, что причиной этого является наше маловерие или безверие и, как следствие этого, – непонимание истинной картины мира.

По словам американского писателя Уильяма Фолкнера, истина – это длинная чистая, сверкающая полоса, по одну сторону которой – черное (зло), по другую – белое (добро).

В наше время истина стала углом – точкой зрения, которая зависит от того, на какой позиции находишься ты. Угол зрения искажает истину.

Попробуйте задать человеку, далекому от Бога, вопрос о том, как он понимает слово «пророк». И последует ответ: «Пророк – это прорицатель, предсказатель будущего». И сразу же истина искажена. Библейский пророк – это тот, кто слышит голос Бога: он лишен своей воли, он возвещает людям волю Божию, когда Господь хочет людям помочь. Пророк Елисей в Книге Царств обращается к еврейскому народу со словами: «Так говорит Господь!» Пророком можно стать только по воле Творца.

В стихотворении о похождении пророка мы видим три смысловых пласта. Физическое преображение поэта в пророка – это первый смысловой пласт стихотворения. И, конечно же, сразу напрашивается сравнение с «Гаврилиадой» − поэмой, в которой Пушкин утверждал силу человеческой плоти. В стихотворении «Пророк» мы видим, как человеческая плоть подвергается уничтожению. Чтобы стать пророком, надо не просто преобразиться, а надо умереть и вновь воскреснуть по воле Божьей, для того чтобы нести людям Божью волю. Но для этого необходимо одно условие – духовная жажда, стремление души человеческой к Богу!

Чего же ждет Господь от человека? Об этом нам говорит второй смысловой пласт стихотворения, более глубокий. В стихотворении воссоздана вертикальная картина мироздания, мистически открывающая поэту все разом – от мира горнего до мира дольнего:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.

Господь призывает поэта открыть людям эту вертикальную картину мироздания, переводя их с горизонтов человеческих земных услад на вертикаль духовного преображения, в процессе которого человек познает Божественную истину Веры, Доверия и Любви. Это третий смысловой пласт стихотворения.

Таким образом в центре стихотворения сфера жизни человеческой, сакральный смысл которой − нравственное пробуждение человека. Человек поставлен в центре мироздания, и это к нему обращен глас Божий:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!

Закон Божий был дан Моисею на горе Синай в виде десяти заповедей Нового Завета. Смысл человеческого существования – записать эти заповеди на скрижалях собственного сердца. Поэт-пророк призван помочь в этом Богу и человеку. Весь мир устремлен к человеку и его нравственному преображению – это и есть тайна, которую услышал и постиг поэт и о которой ему велено говорить людям.

Что же послужило поводом к рождению этого стихотворения? Вот как об этом рассказал сам поэт в беседе с О. А. Смирновой: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы – чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу… Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение (цит. по книге митрополита Анастасия «Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви», 2-е изд., стр. 17).

В заключение хочется привести замечательные слова об А.С. Пушкине и пророческой сути его творчества: «Величайший русский национальный поэт, бывший, по общему признанию, умнейшим человеком своего времени, покидает тот ложный путь, по которому в течение ста двадцати пяти лет шло русское образованное общество со времени, произведенной Петром I революции… В Пушкине во всей широте раскрылось снова все богатство русского духа, воспитанного в продолжении веков Православием» (Башилов В. Пушкин и масонство, цитируется по книге «А.С. Пушкин: путь к православию»).

И в дальнейшем творчество поэта станет четко на пути проповеди Евангельских истин. Оценивая книгу Сильвио Пеллико «Об обязанностях человека», А.С. Пушкин напишет о силе и неувядающей красоте Евангелия – этой Вечной Книги, в которой Господь беседует с человеком, и «если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (цитируется по книге митрополита Анастасия, стр. 37).