Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Пушкинские уроки. Урок № 6
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки

Вход   

НОВОСТИ
16 октября 2019 г.
Клуб Союза писателей «Верлибр» и кафе Союза художников «Арт-Буфет» приглашают вас каждое третье воскресенье месяца на авторские вечера «У камина» в кафе «Арт-Буфет». 20 октября - вечер авторской песни и поэзии.

04 октября 2019 г.
5 октября 2019 г. состоится поезда в Константино-Еленинский женский монастырь в пос. Ленинское. Мы будем участвовать в Божественной литургии, после отслужим Акафист с молебном у чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».

22 сентября 2019 г.
28 сентября 2019 г. в рамках клуба "СУББОТНИЕ ВСТРЕЧИ" в 15.30 пройдет экскурсия по нашему храму, ее проведет прихожанка нашего храма поэтесса Алла Константинова.

11 сентября 2019 г.
12 сентября Правосланая Церковь празднует перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724 г.)

10 сентября 2019 г.
11 сентября отмечают день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Всероссийский День Трезвости.




Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Пушкинские уроки. Урок № 6


 

Урок № 6

О пророческой сути поэзии А.С. Пушкина

Стихотворение «Пророк» (1826) 

Одическая церковнославянская звучность стихотворения «Пророк» вырывает нас из привычного житейского мира, внедряя в мир, который нам не дано ни видеть, ни слышать.

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Притча о шестикрылом серафиме так и остается для нас притчей – сказкой, обложкой, скрывающей за собой тему мира и мироздания. Что же нам мешает в полную меру осмыслить это стихотворение? Думается, что причиной этого является наше маловерие или безверие и, как следствие этого, – непонимание истинной картины мира.

По словам американского писателя Уильяма Фолкнера, истина – это длинная чистая, сверкающая полоса, по одну сторону которой – черное (зло), по другую – белое (добро).

В наше время истина стала углом – точкой зрения, которая зависит от того, на какой позиции находишься ты. Угол зрения искажает истину.

Попробуйте задать человеку, далекому от Бога, вопрос о том, как он понимает слово «пророк». И последует ответ: «Пророк – это прорицатель, предсказатель будущего». И сразу же истина искажена. Библейский пророк – это тот, кто слышит голос Бога: он лишен своей воли, он возвещает людям волю Божию, когда Господь хочет людям помочь. Пророк Елисей в Книге Царств обращается к еврейскому народу со словами: «Так говорит Господь!» Пророком можно стать только по воле Творца.

В стихотворении о похождении пророка мы видим три смысловых пласта. Физическое преображение поэта в пророка – это первый смысловой пласт стихотворения. И, конечно же, сразу напрашивается сравнение с «Гаврилиадой» − поэмой, в которой Пушкин утверждал силу человеческой плоти. В стихотворении «Пророк» мы видим, как человеческая плоть подвергается уничтожению. Чтобы стать пророком, надо не просто преобразиться, а надо умереть и вновь воскреснуть по воле Божьей, для того чтобы нести людям Божью волю. Но для этого необходимо одно условие – духовная жажда, стремление души человеческой к Богу!

Чего же ждет Господь от человека? Об этом нам говорит второй смысловой пласт стихотворения, более глубокий. В стихотворении воссоздана вертикальная картина мироздания, мистически открывающая поэту все разом – от мира горнего до мира дольнего:

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.

Господь призывает поэта открыть людям эту вертикальную картину мироздания, переводя их с горизонтов человеческих земных услад на вертикаль духовного преображения, в процессе которого человек познает Божественную истину Веры, Доверия и Любви. Это третий смысловой пласт стихотворения.

Таким образом в центре стихотворения сфера жизни человеческой, сакральный смысл которой − нравственное пробуждение человека. Человек поставлен в центре мироздания, и это к нему обращен глас Божий:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!

Закон Божий был дан Моисею на горе Синай в виде десяти заповедей Нового Завета. Смысл человеческого существования – записать эти заповеди на скрижалях собственного сердца. Поэт-пророк призван помочь в этом Богу и человеку. Весь мир устремлен к человеку и его нравственному преображению – это и есть тайна, которую услышал и постиг поэт и о которой ему велено говорить людям.

Что же послужило поводом к рождению этого стихотворения? Вот как об этом рассказал сам поэт в беседе с О. А. Смирновой: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы – чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу… Я прочел отрывок, который перефразировал в «Пророке». Он меня внезапно поразил, он меня преследовал несколько дней, и раз ночью я встал и написал стихотворение (цит. по книге митрополита Анастасия «Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви», 2-е изд., стр. 17).

В заключение хочется привести замечательные слова об А.С. Пушкине и пророческой сути его творчества: «Величайший русский национальный поэт, бывший, по общему признанию, умнейшим человеком своего времени, покидает тот ложный путь, по которому в течение ста двадцати пяти лет шло русское образованное общество со времени, произведенной Петром I революции… В Пушкине во всей широте раскрылось снова все богатство русского духа, воспитанного в продолжении веков Православием» (Башилов В. Пушкин и масонство, цитируется по книге «А.С. Пушкин: путь к православию»).

И в дальнейшем творчество поэта станет четко на пути проповеди Евангельских истин. Оценивая книгу Сильвио Пеллико «Об обязанностях человека», А.С. Пушкин напишет о силе и неувядающей красоте Евангелия – этой Вечной Книги, в которой Господь беседует с человеком, и «если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (цитируется по книге митрополита Анастасия, стр. 37).


По благословению настоятеля Храма Рождества Иоанна Претечи в д. Юкки протоиерея Григория Григорьева.
2007-2019 © Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
2013 © EasyDraw. Создание сайтов
Яндекс.Метрика    Православие.Ru       Яндекс цитирования