Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Пушкинские уроки. Урок № 4
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки

Вход   

НОВОСТИ
16 февраля 2019 г.
ВНИМАНИЕ! 25 февраля 2019 г. Божественная Литургия начнется в 8.00.

08 февраля 2019 г.
16 февраля 2019 г. в 15.30 в "Клубе юкковских бабушек" встреча посвящена памяти протоиерея Василия Лесняка. Фильм «Пастырь добрый» В. И. Матвеевой, воспоминание его духовных чад.

21 января 2019 г.
13 января 2019 г. детский хор Воскресной школы нашего храма принял участие в XIX Рождественском фестивале духовной музыки «Христос рождается, славите!».

13 января 2019 г.
18 января 2019 г. в 17 часов состоится Великое освящение воды. Затем крестный ход до Тохколодского озера, где будет освящена Иордань (Крещенская прорубь). Все желающие смогут погрузится в воду.

09 января 2019 г.
8 января 2019 года в нашем храме состоялся Рождественский праздник для юных прихожан и их родителей.




Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Пушкинские уроки. Урок № 4


Урок № 4

«И плачет ангел там, где сатана смеется»
                                                                   (Лермонтов)

 

   Жизнь то и дело раздваивалась. Ощущение того, что он живет не своей жизнью приводило к раздумьям: почему так? Поэт ищет ответ на этот вопрос. Так родилось стихотворение «Демон» (1823). Стихотворение, которое потрясло В.А. Жуковского, внимательно следившего за судьбой юного Пушкина. «К черту черта, − писал Жуковский поэту, − Твой удел – небо!»

 

    * * *

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —


Когда возвышенные чувства:
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,


Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.


Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.


Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;


Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

 

   Почти одновременно с этим стихотворением было написано другое, в котором мысль о демоне изложена проще и откровеннее:

       * * *

Moe беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.


Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.


Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?

…И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких…
…Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.


Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

   Демон убивает в человеке любовь к людям, пробуждая жестокую ненависть к ним. Путь с ним – это путь смерти. Но поэт любит жизнь:

Мечты поэзии прелестной,
Благословенные мечты.
                       «Таврида» (1822)

 И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
                     «Надеждой сладостно младенчески дыша» (1823)

 В этом же стихотворении мы видим, что поэт знает о том, что есть

…страна свободы, наслаждений,
…где смерти нет, где не предрассуждений.
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…

   Но ему не хватает той веры, о необходимости которой он утверждал когда-то в стихотворении «Безверие». Его теоретические постулаты и подтверждает, и опровергает его же жизнь. Двадцатилетний поэт подводит итог своей двадцатилетней жизни.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..
                      «Я пережил свои желанья» (1821)

   Поэт одинок, когда в душе нет Бога, и это одиночество сближает его с Фаустом Гете. В 1825 году он пишет стихотворение «Сцена из Фауста».

   Берег моря. Фауст и Мефистофель.

 

И.К. Айвазовский «Пушкин на берегу Черного моря», 1887 г.

 

 

 И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия»), 1887.

                Ф а у с т

        Мне скучно, бес.

        М е ф и с т о ф е л ь

                        Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

Желал ты славы – и добился,
Хотел влюбиться – и влюбился,
Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив?

              Ф а у с т
Сокройся, адское творенье!
Беги от взора моего!

        М е ф и с т о ф е л ь
Изволь. Задай лишь мне задачу…

              Ф а у с т
Что там белеет? Говори.

       М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
Недавно вам подарена.

                Ф а у с т
Всё утопить.

 

   Этот диалог убедительно демонстрирует и нам, и поэту, какие разрушения несут людям силы ада. Они разрушают душу человека и убивают все живое на земле. Соблазны мира не дают счастья человеку. Философия Мефистофеля – это философия смерти: человек теряет веру и любовь, перестает ценить жизнь и человека. И жизнь теряет смысл.

 


По благословению настоятеля Храма Рождества Иоанна Претечи в д. Юкки протоиерея Григория Григорьева.
2007-2019 © Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
2013 © EasyDraw. Создание сайтов
Яндекс.Метрика    Православие.Ru       Яндекс цитирования