Сайт Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках :: Протоиерей Григорий Григорьев: «Человек сотворён для радости!»
РПЦМОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯВЫБОРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки

Вход   

НОВОСТИ
05 сентября 2017 г.
Приглашаем вас на концерт, который состоится в воскресенье 10 сентября 2017 года, после поздней Божественной Литургии и чаепития.

25 августа 2017 г.
Сегодня 25 августа вечером в 20.00 в передаче "Беседы с батюшкой" примет участие протоиерей Григорий Григорьев. Тема передачи: "О животных – братьях наших меньших".

21 августа 2017 г.
18-19 августа 2017 года при участии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла прошли торжества в честь 125-летия Выборгской епархии. Они были приурочены к Великому празднику Преображения Господня, в честь которого освящен кафедральный собор города Выборга.




Православная местная религиозная организация
«Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки»

Протоиерей Григорий Григорьев: «Человек сотворён для радости!»


ИМЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА ХОРОШО ИЗВЕСТНО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ. Мы не раз публиковали интервью и беседы с ним. Отец Григорий — доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии в д. Юкки. Он является профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии, деканом факультета психологии и философии человека, заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Перечисление всех его титулов, званий, наград и служений заняло бы немало места, однако, думаем, одним из главных направлений сегодняшней деятельности отца Григория является его активное участие в работе православного телеканала «Союз» (программа «Точка опоры»). Просмотры видео с его участием бьют все рекорды.

23 декабря отцу Григорию исполнилось 60 лет, с чем мы его искренне поздравляем. Очередное интервью с нашим собеседником посвящено больной и актуальной теме: депрессии и путям её преодоления.

 

Депрессивная старуха

— Отец Григорий, сегодня очень многие, в том числе верующие люди, страдают от депрессий. Какое определение этому явлению вы могли бы дать с богословской и медицинской точки зрения?

— Определений много. Но если мы говорим о настоящей депрессии, то это когда у человека нет желаний. Иначе говоря, если бы кто-то поймал золотую рыбку, и она выполнила бы все его желания и желаний у человека уже не осталось, то он впал бы в депрессию. Вот как мы видим в сказке о золотой рыбке. Старуха входит в депрессию: сначала ей нужно корыто, потом — изба, потом — она хочет стать боярыней, потом — царицей, а потом она уже хочет стать владычицей морскою, и чтобы рыбка ей служила и была у неё на посылках, то есть хочет унизить рыбку. Это начало очень серьёзной депрессии. Те приобретения, которые получала старуха с помощью золотой рыбки, не долго её радовали, а наоборот, терялась радость жизни, и она входила в депрессию. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит, он идёт по пути, который приведёт его к депрессии.

— Хорошо, а откуда депрессия берётся? Каким образом человек, внешне благополучный, в это состояние впадает?

— Я рассказал про золотую рыбку, но этот случай скорее сказочный. На практике всё бывает совершенно по-другому. Вот Господь Бог дал человеку дорогу — дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей, и сказал: «Проходи через мир по этой дороге, никуда с неё не сворачивай, и когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, ничего не бойся, Я буду рядом с тобой!» Невозможное человеку возможно Богу. Ведь вера в Него — это не только соблюдение заповедей Божьих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за всё.

 

Для чего нужны стрессы

— Но если человек идёт такой дорогой, как у него может возникнуть депрессия?

— Депрессия возникает, когда мы хотим с этой дороги свернуть или обойти эти трудности. Всё, что уводит нас с дороги Божественной любви, с дороги Божьих заповедей — начало пути в депрессию. Иначе говоря, трудности — это путь к Богу. Святые отцы иногда вопрошали друг друга: «Ну, как прошёл день?» — «Да, отвратительно прошёл, никто не оклеветал, напраслину не навёл, грязью не облил, что-то мы плохо молимся — надо усилить молитву!» Потом радостные и счастливые встречаются: «Нас обильно унавозили, и теперь мы расцветём пышным цветом!»

— То есть нам нужно научиться радоваться трудностям?

— Да, может, это трудно понять, но это так. Не трудностям радоваться, а той благодати, которая придёт вслед за ними. Если это перевести на медицинский язык, то суть такова: в головном мозгу человека, в центральной нервной системе, есть центры, которые вырабатывают гормоны стресса, и есть нервные клетки, которые вырабатывают гормоны радости. Зона мозга, которая вырабатывает гормоны радости, в семь раз больше, чем зона, вырабатывающая гормоны стресса. Гормонов радости известно более полутора тысяч, гормонов стресса — всего пять. Гормоны стресса, словно стартер, запускающий двигатель машины, стимулируют зону радости, как бы заводят её, включают. Человек устроен так, что головной мозг — самый ленивый физиологический орган. Он бы всё время ел и спал. Но для того, чтобы побудить его к действию, существует стимулирование. «Стимул», по-древнему — это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик тыкал вола, чтобы тот бежал. И вот, когда человек находится в блаженной дрёме, в плену уныния и депрессии, появляется стимул. Если он хорошо отстимулирует человека, то в одно мгновение проходит уныние и депрессия, просыпается зона радости, в человеке открывается второе дыхание, он преодолевает трудности, встречается с Богом и получает благодать.

— Значит, задача стресса — пробудить зону радости?

— Да, это пусковой механизм. Поэтому для людей духовных стрессы были предвестниками благодати. Если во время стресса думать все время о хорошем, то хорошее материализуется по принципу: чем больше стресс, тем больше благодать. И когда долго не было стресса, люди понимали: что-то не так. Самая трудная в мире дорога — дорога в Царствие Небесное. Когда навигатор души человека установлен курсом на Царствие Небесное, тогда все трудности превращаются в радости. Собственно говоря, депрессия и уныние — это сигналы того, что человек сбил навигатор своей души с небесного курса и установил на царствие подземное, на другое ведомство, на державу хаоса, на державу лукавого духа, на державу смерти. Поэтому, если он переведёт его на Царствие Небесное, он окажется как у Христа за пазухой, окажется в Царствии Божьем. Именно на дороге в Царствие Небесное будут стрессы, трудности и препятствия, а дорога в ад — это широкая, спокойная, вымощенная благими намерениями, и, казалась бы, лёгкая дорога. То есть, по сути дела, депрессии — это результат выбора лёгких жизненных путей.

 

Два вида депрессий


ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриарх наградил о. Григория крестом доктора богословия

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриарх
наградил о. Григория крестом доктора богословия

— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?

— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.

— Как можно различать депрессии и психические заболевания?

— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.

— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы...

— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.

 

Помоги другому — и Господь поможет тебе!

— Мне кажется, многие люди преувеличивают свои трудности и легко впадают в панику, открывая путь негативным эмоциям...

— Нам всем на один день нужно в Алеппо — и депрессии пройдут мгновенно! При больших потрясениях нужна огромная благодать, а чтобы её получить, придётся преодолевать большие трудности. Сам Господь сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые!» Он имел в виду: придите ко Мне на Таинство Причастия, придите ко Мне, чтобы принять Мои Тело и Кровь, разожгите огонь своей души — и вся депрессия уйдёт.

— А что бы вы посоветовали тем людям, которые в этот момент находятся в унынии и депрессии?

— Я бы рекомендовал причащаться раз в неделю, а когда депрессия — несколько дней подряд, и посмотреть, как будет меняться внутреннее духовно-нравственное состояние. Возможно, что от депрессии не останется и следа, потому что вставать в храм тяжело, преодолевать дорогу — тяжело, стоять на литургии — тяжело для человека, который к этому не приучен. И вот это был бы реальный выход из депрессии. Поэтому Господь и даёт нам Духа Утешителя, и радости нашей никто не отнимет от нас. Если радость нашу от нас можно отнять, то мы тогда не получили того Духа Утешителя, о котором нам говорит Господь.

— Вы имеете в виду Духа Святого?

— Да, я долго думал, кто такой Дух Утешитель. Я думаю, что Дух Утешитель не только утешает страдающего человека, но и даёт ему возможность утешать других людей. Утешая других, мы получаем благодать. Для того, чтобы выйти из депрессии, надо найти человека, которому хуже, чем тебе, и помочь ему — и депрессия моментально пройдёт. Такие люди всегда есть рядом. Иногда в трудной жизненной ситуации Господь промыслительно устраивал, что я встречал людей, которым было значительно хуже, чем мне. Так было часто в моей жизни. И когда я видел человека, которому хуже, чем мне, и который просил моей помощи, я ему никогда не говорил: «Ну что ты ко мне пристал?» Я понимал, что это спасательный круг, который мне даёт Господь. Начинаешь помогать этому человеку — и депрессия уходит. И, конечно, надо смеяться над своими трудностями: как же так, я заблудился в трёх соснах, как же так, я потерял курсовую настройку на Царствие Небесное! Как же так, сбился навигатор моей души! Юмор очень помогает.

 

Мы не понимаем своих возможностей!

ЕПИСКОП Выборгский и Приозерский Игнатий — всегда желанный гость в юкковском храме

ЕПИСКОП Выборгский и Приозерский Игнатий —
всегда желанный гость в юкковском храме

— В юморе есть оптимизм и радость. Вы согласны с тем, что Господь сотворил нас для радости?

— Учёные расшифровали схему генома — это как галактика! Человек словно Вселенная состоит из множества галактик, он имеет колоссальные возможности, человек сотворён для радости жизни! Просто мы не понимаем своих возможностей, которые реализуются на дороге Божьих заповедей, в результате встречи с Богом. И это происходит через преодоление трудностей. А дальше включается закон: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Это сказал великий английский писатель Уильям Теккерей в своём романе «Ярмарка тщеславия».

— Хорошо, а как тогда быть человеку, который хочет помочь другому, но у него нет для этого сил? Что делать в таких случаях?

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В таком случае надо разжигать костёр своей души, приближаться к Богу. Когда костёр в лесу начинает угасать, комары налетают на него со всех сторон. Надо раздувать костёр своей души, чаще причащаться и просить Бога, чтобы Он дал Духа Утешителя. И вот когда костёр души разгорится и придёт Дух Утешитель, тогда очень легко будет помочь человеку. Потому что человеку помогаем не мы, а Сам Господь. Наша задача — помочь человеку, попавшему в пучину депрессии, опять направиться к Богу, вывести его на дорогу заповедей Божьих. В этой помощи мы должны оставаться, как прозрачное стекло, чтобы никому не препятствовать к встрече Богом.

 

Для чего строят «искусственный мозг»

— Отец Григорий, я слышал, что на юго-западе Швейцарии, в Лозанне, учёные создают так называемый искусственный мозг, для чего?

— Да, он будет занимать много гектаров земли. Тысячи человек в этой команде. Они «вручную» собирают миллионы нейронов и миллиарды нейронных связей. Для чего строят искусственный мозг? На сегодня, как я уже говорил, в Европе около 30% населения болеют психическими заболеваниями, в том числе депрессиями. На этой экспериментальной модели хотят выявить причины этих нарушений, разобраться, почему в мозгу развиваются подобные патологические состояния. Бывает так, что зона стресса не включает зону радости, потому что человек, столкнувшийся со стрессом, уходит от него, прячется. Ему надо идти навстречу трудностям, как в той песне: «Не созданы мы для лёгких путей». К Богу ведут только трудные дороги. Это одна сторона. Другая сторона — это когда нарушаются связи между отдельными участками мозга.

— В чём же тогда смысл медикаментозного лечения?

— Медикаментозное лечение, или лечение психотропными препаратами — это аварийное отключение больных участков. При помощи наркоза мы их временно отключаем. У человека с психическими заболеваниями, если отключатся эти аварийные участки, поведение практически не изменится. А если это лечение назначить человеку с неврозом, то он будет чувствовать себя, как зомби, как будто под наркозом, то есть реакция на медикаменты покажет глубину повреждения личности человека. Кстати говоря, одна из причин неврозов — это накопление отрицательной информации, отрицательных воспоминаний. Когда я служил на подводной лодке, на ней было много приборов. От работы приборов намагничивается корпус подводной лодки, и это магнитное поле сбивает работу приборов и они начинают глючить. Подходил корабль, набрасывал провод, пропускал ток, снимал наведённое магнитное поле, и приборы после этого работали нормально.

 

Валериана плюс причастие

ВО ВРЕМЯ Литургии

ВО ВРЕМЯ Литургии

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

 

Охотники за положительными эмоциями

ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ в храме Рождества Иоанна Предтечи

ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ в храме Рождества Иоанна Предтечи

— Но что же тогда делать человеку, находящемуся в депрессии?

— Находящемуся в депрессии я советую собирать светлые, радостные эмоциональные воспоминания... Идёте по улице — остановитесь и посмотрите, как солнышко садится за горизонт. Видите небо голубое — остановитесь, посмотрите! Ведь мир прекрасен! Я всю жизнь охотился за положительными воспоминаниями. И когда нам бывает трудно, туда можно спрятаться. Вот как прячется подводная лодка во время шторма: она заныривает в глубину. Но для этого душа должна вместить Господа Бога. Тогда волна шторма не взбаламутит душу до дна. Будет часть души, которая не подвержена шторму. И именно в этом месте хранятся все положительные воспоминания. Почему у многих людей нет таких положительных воспоминаний? Не потому, что их нет, а потому что хранить негде.

— Получается, проблема в нашей душе?

— «Широк, очень широк русский человек — я бы сузил его», — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. В нашем широком сердце вмещаются и Бог, и дьявол. Когда сильный ветер дует над широким и неглубоким водоёмом, вода там перемешивается до самого дна и появляется муть. Как-то осенью я ехал по нашей дамбе, дул сильный ветер, и весь Финский залив был коричневым. Тогда я понял, почему его называют «Маркизовой лужей». Так и душа человека. В душе современного человека живёт и Бог, и сатана. Надо сужать душу до одного Бога, а душу мы можем сузить только регулярным причащением. Душа сужается — и появляется глубина. И когда мы попадаем в шторм моря житейского, то эмоции наши кипят, и гормоны стресса запускают выработку гормонов радости. Главный из них внутренний эндогенный алкоголь, который всё плохое стирает. И тогда в глубине души у нас царит тишина. И в этой тишине можно услышать голос Бога, который есть самый тихий звук во Вселенной. Это и есть та дорога в Царствие Небесное, которое внутри нас есть. Ведь Господь так и сказал Своим ученикам: «Ищите прежде всего Царствие Небесное и правду Его, а остальное всё приложится». — «А где искать это Царствие Небесное?» — спросили Господа ученики, ведь они были простыми галилейскими рыбаками. И Он им ответил: «Не придёт Царствие Небесное приметным образом, и не скажут — вот оно, здесь или там. Ибо Царствие Небесное внутри вас есть». И ещё Он дал другую подсказку: «Если не будете, как дети — не войдёте в Царствие Небесное». Я хочу сказать, что критерием проверки, что человек находится на дороге Божественных заповедей любви, является то, что он живёт, как у Христа за пазухой. Это обязательное условие. Если человек, как ему кажется, выставил навигатор своей души на Царствие Небесное, но не живёт по Божественным заповедям любви, как у Христа за пазухой, то он неправильно выставил свой навигатор и срочно должен его переставить.

 

Иван-дурак — совсем не дурак!

— Получается, Царству Небесному надо учиться у детей!

— Когда плачущему ребёнку дают конфетку, он мгновенно забывает плохое и входит в состояние радости. И мы должны так же себя вести. Дети всегда — пчёлы, и они всегда найдут цветок, даже на помойке, для них весь мир — это цветущий сад. Я бы сказал, что образ человека Божьего — это образ Ивана-дурака из русской сказки, потому что в нём нет лукавого духа. Лукавый дух — это дух смерти, противоположный духу любви. В Иване-дураке не было лукавства. И поэтому лукавыми людьми он воспринимался, как дурак. Апостол Павел сказал: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый...» Однако Иван-дурак не был дураком, потому что он становится в конце сказки царём. А братья его не были умными, так как получили десять шапок серебра вместо царства.

— Ну да, он — наивный, как ребёнок, а любовь — ведь всегда проста и наивна.

— Вспомним слова Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Вы только вдумайтесь: всему верит... всё переносит — это же образ разводного лоха! Ведь что такое мудрость человека? «Я никому не верю, я жить не хочу, я в депрессии». Иногда люди говорят про кого-то: ну как же, они такие успешные! Знаете, чтобы так сказать, надо знать, о чём думают эти «успешные» без Бога в долгие бессонные ночи, какие у них мысли, когда они просыпаются, какие адские бездны и хаос скрываются в их душах! Это всего лишь внешний лакированный гроб. А если гроб открыть, то вы увидите другую картину. Это не значит, что богатые не могут войти в Царство Небесное. Если для человека главным является Царство Небесное, то ничто ему не повредит: ни богатство, ни деньги, ни власть. Главное, навигатор должен быть верно выставлен. В духовной жизни важна не скорость избавления от грехов и не виденье грехов, а важна твёрдая курсовая устойчивость, правильно выбранный вектор движения. Конечная точка нашей жизни — это Царство Небесное, которое внутри нас есть.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Я думаю, что все психические болезни связаны с утерей высших нравственных и духовных ценностей в обществе в широком смысле этого слова. А отсутствие радости у православных людей — с редким причастием. Ранние христиане первые триста лет причащались каждый день. Да, конечно, мы не имеем такой практики — причащаться каждый день. Однако сказано: шесть дней работай, а седьмой — отдай Богу. Я лично считаю — вынь да положь! Конечно, ежедневное причастие должно происходит по благословению своего духовного отца. Прихожане Юкковского храма причащаются минимум один раз в неделю. И многие священники Выборгской епархии так делают. И вы знаете, люди при регулярном причастии достаточно быстро выходят из депрессии: появляется смысл и радость жизни, а самое главное — радость от трудностей. Ведь трудностей у нас хватает. Трудности — это чистое золото, испытания — это чистые алмазы. И когда наша жизнь засыпает нас трудностями, это означает, что Господь нас облагодетельствовал. Трудности быстро пройдут, и это всего лишь зимняя буря, которая быстро растает, и будет замечательный весенний разлив рек. Найдите этот костёр Божественный любви, как замерзающий путник в зимнем лесу, двигайтесь к этому пламени — и ваша душа растает от льда бесчувствия!

— Спасибо, отец Григорий, за интересную беседу! С днём рождения вас! С юбилеем!



Интервью подготовил Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Григория

 

Оригинал статьи: газета «Вечный зов»

20.12.2016



По благословению настоятеля Храма Рождества Иоанна Претечи в д. Юкки протоиерея Григория Григорьева.
2007-2017 © Приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в д. Юкки
2013 © EasyDraw. Создание сайтов
Яндекс.Метрика    Православие.Ru       Яндекс цитирования